бы, ситуация на самом деле была закономерной. Русское общество не было готово к тому, что бы взять на себя груз ответственности и труда, необходимых для помощи крестьянству, обретшему юридическую самостоятельность. Свобода и воля, о которой так долго мечтали прогрессивные люди в России, обернулись для самих крестьян тяжким бременем. Отсутствие опыта самостоятельного хозяйствования, неграмотность, разобщенность, как и многие другие факторы, приводили крестьянские хозяйства в упадок. В этот период стала очевидной необходимость коренного экономического переустройства российской деревни, поиска новых подходов к народному образованию. Особенности становления капитализма в России сказывались на специфике восприятия европейских педагогических идей. Европейские пути развития общества, по крайней мере, по идее, были ориентированы на. участие в нем свободных людей. В России ситуация была иной. Крепостные крестьяне, отпущенные на оброк в города, не могли свободно мигрировать, и вообще, не были заинтересованы в результатах своего труда в той же мере, что и свободные рабочие. У них не было надежд на изменение своего бытового уклада, на приобретение материальных благ и переселение в города. Их ждало возвращение в деревню к прежним господам и к прежним занятиям. Экономические и социальные факторы развития страны, и антикрепостнические настроения в просвещенном обществе создали предпосылки для осуществления в начале XIX века радикальных реформ в области образования, утверждения ориентации на новые идеалы и ценности воспитания. Светскость и преемственность уровней образования, которые были приняты в Европе того времени, стали основными идеями начинавшихся и в России преобразований в области образования. Под влиянием европейских идей Александр I пошел по пути создания светского государства и соответствующей системы образования. В 1804 г. опубликован «Устав учебных заведений, подведомственных 112 |
и педагогической мысли, вызванных особенностями экономического и политического развития российского государства в этот период. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году вызвало волну негодования и у сторонников отмены крепостного права, и у противников, и у самих бывших крепостных. Эта парадоксальная, казалось бы, ситуация на самом деле была закономерной. Русское общество не было готово к тому, чтобы взять на себя груз ответственности и труда, необходимых для помощи крестьянству, обретшему юридическую самостоятельность. Свобода и воля, о которой так долго мечтали прогрессивные люди в России, обернулись для самих крестьян тяжким бременем. Отсутствие опыта самостоятельного хозяйствования, неграмотность, разобщенность, как и многие другие факторы, приводили крестьянские хозяйства в упадок. В этот период стала очевидной необходимость коренного экономического переустройства российской деревни, поиска новых подходов к народному образованию. Духовный идеал человека в России второй половины XIX века обрел новые черты. Общественные потребности и устремления человека не разводились как некие противоположности, противоречащие друг другу, а напротив, осуществлялись попытки их сближения. Эта направленность в философской, общественно-политической и религиозно философской мысли находила отражение и в русской педагогике. В 1856 году одним из первых подобное представление об идеале человека и системе его духовных ценностей предложил известный российский ученый, хирург Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Его статья «Вопросы жизни», посвященная проблемам общечеловеческого воспитания, вызвала бурную общественно-педагогическую дискуссию. В ней Н. И. Пирогов обратил внимание на то, что русское воспитания педагогики выводов: изменение представлений об идеале человека и системе его духовных ценностей в российском общественном сознании в XIX веке имело тенденцию к «отставанию» от динамики социальноэкономического развития страны; в педагогической науке не сложился единый ценностный подход, не были определены внесословные приоритеты воспитания, хотя некоторые тенденции развития такого подхода уже зародились; развились и укрепили свои позиции в рамках жизненнопрактических и общественно-политических ценностных ориентаций. Социал-демократические трактовки жизненных ценностей и представлений об идеале человека, хотя и не нашли еще отражения в практике образования; в российской педагогике находили отражение аксиологические идеи западной философскопедагогической мысли. 2.0тражение различных ценностных подходов в практике воспитания и образования Развитие образования в России в XIX веке происходило под влиянием различных факторов. Прежде всего, к ним следует отнести экономическое развитие: рост промышленного производства, расширение торговых связей, изменение характера общественных отношений и др. Военные победы России на суше и на море привели к существенным изменениям во взаимоотношениях с западными и южными соседями. Все это привело к известной переоценке в различных слоях общества традиционных жизненных ценностей и появлению новых, существенно различавшихся между собой идеалов человека, а следовательно, и нового подхода к целям воспитания, его путям и средствам. Европейские пути развития крупного промышленного производства были ориентированы на участие в нем свободных людей. В России ситуация была иной. Крепостные крестьяне, отпущенные на оброк в города, не могли свободно мигрировать и вообще не были заинтересованы в результатах своего труда в той же мере, что и свободные рабочие. У них не было надежд на изменение своего бытового уклада, на приобретение материальных благ и переселение в города. Их ждало возвращение в деревню к прежним господам и к прежним занятиям. Все более очевидным становился хрупкий характер сословной этики самого просвещенного социального слоя того времени дворянства. В 1801 году в монастырской тюрьме скончалась Дарья Николаевна Салтыкова (1730-1801) (Салтычиха), замучившая более ста своих крепостных крестьян собственноручно. Факт ее кончины напомнил русскому обществу о том, что от крепостнического произвола страдают и крестьяне, и их хозяева, превращаясь, порой, в истязателей. Дворянская честь, благородство, стремление к служению добру и благодетели все явственнее стали влиять на сознание многих прогрессивных людей. Все чаще перед мыслящими людьми того времени вставал острый вопрос о том, может ли быть благородный и справедливый, образованный и великодушный человек одновременно ещё и рабовладельцем. Это можно считать важным этапом на пути к переосмыслению нравственных идеалов всем русским обществом, включая его высшие слои. Экономические и социальные фасторы развития страны и антикрепостнические настроения в просвещенном обществе создали предпосылки для осуществления в начале XIX века радикальных реформ в области образования, утверждения ориентации на новые идеалы и ценности воспитания. Светскость и преемственность уровней образования, которые были приняты в Европе того времени, стали основными идеями начинавшихся преобразований в сфере образования в России. |