педагогическим идеям европейского гуманизма, начинает развиваться несколько позднее, в начале XIX в. С этого момента наука и просвещение призваны были не только решать насущные потребности государства, но и становились необходимым средством для «раскрытия добродетели и свободы граждан». Задача науки состояла теперь не только в реализации интересов государства (прежде всего технико-экономических), но и в формировании творчески активной и свободной личности. Изменилась и роль ученых: тип «кабинетного» мыслителя, преобладавшего в начале столетия, постепенно уступает место профессору-практику, активному общественному и культурному деятелю, ученому-просветителю. Во второй половине XIX в. в условиях модернизации эти процессы получили естественный стимул для своего развития. Эпоха реформ 1860-х гг., поставившая Россию на путь модернизации,, оказала огромное влияние на многие стороны общественно-культурной жизни, социальный и духовный облик населения, способствовала углублению культурных интеграционных процессов, что приводило к расширению культурного пространства, изменению общественно-культурной среды, трансформации всей системы ценностей, сменой познавательных И‘ мировоззренческих парадигм. Новые европейские идеи культуры «модернити», провозглашавшей приверженность рационализму и сциентизму, социальному равенству и личной свободе, индивидуализму и готовности человека к непрерывному самоизменению, потребность в правовых нормах и политических институтах, находили живой отклик в среде российской интеллигенции и прежде всего ее интеллектуального ядра. Несмотря на свой противоречивый характер, российская модернизация объективно содействовала актуализации творческих начал личности и распространению культурных новаций, особенно в сфере просвещения, а также развитию новых форм коммуникаций и культурных связей. Прагматические представления об идеале человека, в начале XX в. прочно утвердившиеся в российской педагогике и способствовавшие 1 4 7 |
современному уровню развития всех наук. При этом проблема «школа и самообразование учащихся» остаётся по-прежнему в тени. Идея связать школу с жизнью, дать детям практические навыки и даже вооружить их идеями прагматизма активно разрабатывалась в начале века деятелями профессионально-технического образования. По мнению многих из них, общие и профессиональные знания должны сочетаться с крепкой практической выучкой. Так, по мысли члена Русского Технического общества, педагога и общественного деятеля Ивана Алексеевича Анопова (1844-1907), школа должна обеспечивать доступ в вузы наиболее способным, а остальным давать знания, необходимые для умелого руководства каким-либо делом на месте: ведением собственного сельского или городского хозяйства, промышленного предприятия. Средством к этому должно было стать включение человека уже на этапе школьного образования в различные формы деятельности на фабриках, заводах, железных дорогах и т.д. Как видно, прагматические представления об идеале человека, в начале XX в. прочно утвердившиеся в российской педагогике и способствовавшие возникновению в ней целого направления, сами по себе не были однородны. На одном полюсе находился идеал деятельного человека, «крепко держащегося за жизнь» при относительно ограниченной профессиональной подготовке; на другом полюсе был идеал самостоятельной деловой личности, легко адаптирующейся к меняющимся реалиям «промышленной эпохи» посредством непрекращающегося самообразования. Пожалуй, наиболее многогранным и наиболее близким сегодняшнему пониманию гуманистического идеала был воспитательный идеал, выработанный тем течением в российской педагогике начала XX века, |