возникновению в ней целого направления, сами по себе не были однородны. На одном полюсе находился идеал деятельного человека, «крепко держащегося за жизнь» при относительно ограниченной профессиональной подготовке; на другом полюсе был идеал самостоятельной деловой личности, легко адаптирующейся к меняющимся реалиям «промышленной эпохи» посредством непрекращающегося самообразования. Этот второй полюс отвечал представлениям о миссии высшего образования, сформировавшимся на рубеже XIX-XX вв. При этом суть мировоззрения русской интеллигенции начала XX в. и ее педагогические установки наиболее емко отражала метафора «научного идеализма» (В.П. Недачин), который сформировался под влиянием европейских педагогических идей в российских условиях. Становление системы высшего образования в России относится к началу XIX в., когда благодаря Уставу 1804 г. была учреждена сеть университетов, призванных стать региональными центрами преемственных систем образования. Главной организационной задачей при,этом было именно слияние университетов с организацией среднего образования и решение с их помощью проблемы кадрового обеспечения средних школ. Таким образом, заметно усиливалась преемственность различных ступеней образования, и это, еще раз подчеркнем, было следствием принятия немецкой модели организации высшего образования. На протяжении всего XIX в. развитие высшего образования в России происходит под влиянием целого ряда взаимно противоречивых стремлений. Это противоречия между: подчинением университетов государству и принципом академической свободы; научно-образовательной (экономической) функцией высшего образования и социально-статусной его функцией; между классическим, ориентированным на гуманистические идеи, высшим образованием, и реальным, в той или иной степени опирающимся на утилитарный подход; задачами развития науки и задачами подготовки образованных кадров. Эта противоречивость в значительной степени была вызвана, во-первых, базовым противоречием между европейскими 1 4 8 |
современному уровню развития всех наук. При этом проблема «школа и самообразование учащихся» остаётся по-прежнему в тени. Идея связать школу с жизнью, дать детям практические навыки и даже вооружить их идеями прагматизма активно разрабатывалась в начале века деятелями профессионально-технического образования. По мнению многих из них, общие и профессиональные знания должны сочетаться с крепкой практической выучкой. Так, по мысли члена Русского Технического общества, педагога и общественного деятеля Ивана Алексеевича Анопова (1844-1907), школа должна обеспечивать доступ в вузы наиболее способным, а остальным давать знания, необходимые для умелого руководства каким-либо делом на месте: ведением собственного сельского или городского хозяйства, промышленного предприятия. Средством к этому должно было стать включение человека уже на этапе школьного образования в различные формы деятельности на фабриках, заводах, железных дорогах и т.д. Как видно, прагматические представления об идеале человека, в начале XX в. прочно утвердившиеся в российской педагогике и способствовавшие возникновению в ней целого направления, сами по себе не были однородны. На одном полюсе находился идеал деятельного человека, «крепко держащегося за жизнь» при относительно ограниченной профессиональной подготовке; на другом полюсе был идеал самостоятельной деловой личности, легко адаптирующейся к меняющимся реалиям «промышленной эпохи» посредством непрекращающегося самообразования. Пожалуй, наиболее многогранным и наиболее близким сегодняшнему пониманию гуманистического идеала был воспитательный идеал, выработанный тем течением в российской педагогике начала XX века, |