Божественных идей и нравственного закона, предначертанного свыше. В его понимании все представления о морали, идеале человека и смысле его жизни не являются чем-то статичным и заранее заданным, а развиваются, как и все в природе. Следовательно, по аналогии с познанием материального мира, мир идеальный возможно познать, используя средства науки, через опыт и здравый смысл. Нравственность, характер существующих в обществе ценностей и идеалов Т. Гоббс определял как чувственный ответ людей на «внешние раздражители» [61]. Близки были и аксиологические установки Фрэнсиса Бэкона (15611626), который предлагал рассматривать в, качестве предмета «этического» исследования, прежде всего, поведение человека реальные поступки, сопоставляя и анализируя их для определения собственно нравственного кредо [38], оказались весьма популярными среди российской образованной знати. Мораль и воля человека им фактически отождествляются. Идеал человека, называемый этим философом «образцом блага», является объектом изучения, подобным тем, которые исследуются точными науками и соответственно лежащим вне сферы религии. Возник новый, светский подход к определению воспитательного идеала человека, а следовательно —к постановке педагогических задач. Воспитание, по Ф. Бэкону «георгика души» («георгина» выращивание, от латинского слова греческого происхождения georgicus — земледельческий, растущий на земле), является управлением нравственной (внутренней) «деятельностью» человека. Педагог должен руководить «восхождением» своих воспитанников к некой определенной духовной цели, которую следует предварительно «вычислить». Сама эта цель представлялась материалистам эпохи Просвещения как отражение весьма утилитарного понимания образа «совершенного человека», содержавшего реальные склонности, «аффекты» страсти и нравы людей. В утилитарной материалистической философии Т.Гоббса и Ф. Бэкона появилось понятие «благо», сходное во многом с христианским (понимаемым как спасение 2 0 |
представления о морали, идеале человека и смысле его жизни не являются чем-то статичным и заранее заданным, а развиваются, как и все в природе. Значит, по аналогии с познанием материального мира, мир идеальный возможно познать, используя средства науки, через опыт и здравый смысл. Нравственность, характер существующих в обществе ценностей и идеалов Т. Гоббс определял как результат рефлексии людей чувственный ответ на «внешние раздражители».1 Ценностные установки Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), который предлагал рассматривать в качестве предмета «этического» исследования, прежде всего, поведение человека реальные поступки, сопоставляя и анализируя их для определения собственно нравственного кредо, оказались весьма популярными среди российской образованной знати.2 Мораль и воля человека им фактически отождествляются. Идеал человека, называемый этим философом «образцом блага», является объектом изучения, подобным тем, которые исследуются точными науками и соответственно лежащим вне сферы религии. Возник новый, светский подход к определению воспитательного идеала человека. Воспитание, по Ф. Бэкону «георгика души» (имеется в виду «георгика» выращивание, от латинского слова греческого происхождения georgicus земледельческий, растущий на земле прим. авт.), являлось управлением нравственной «деятельностью» человека. Педагог должен был руководить «восхождением» своих воспитанников к некой определенной духовной цели, которую следует предварительно «вычислить». Сама эта цель представлялась материалистам как отражение весьма утилитарного понимания образа «совершенного человека», содержавшего 1 См.: Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. * М.: Наука, 1964. С. 58-69. 2 См.: Бэкон Ф Новая Атлантида. Опыты и наставления. М., 1962 216 с. |