Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 22]

этических представлений о благе и подавления проявлений зла: естественного эгоизма, злой воли толпы, природной зависти и т.д.
Традиционные ценности средневековой Европы (такие как, например, папская власть) под влиянием вышеобозначенных идей теряли смысл.
Известно, что многие западные религиозные философы, такие как Г.Мор, Р.Кедворт, Р.Кумберленд, подвергли мыслителей-материапистов серьезнойкритике, стараясь опровергнуть их взгляды.
Заслуга английского мыслителя Джона Локка (1632-1704)
—в проекции новых взглядов, выражавших сложные отношения* светской и религиознойфилософской' мысли на плоскость воспитания и образования человека.
Не случайно его идеи оказали значительное влияние каю на развитие педагогической мысли в Европе.
Человеческая личность представлялась Д.Локку как.
продукт накопления «чувственного опыта» на «гладкой дощечке».
При.этом'Д.Локк,
в отличие от Т.Гоббса, поддерживавшего древний-тезис «человек человеку волк», признавал,за каждым индивидом некую врожденнуюдоброту, или, по крайней мере, способность развитьсяв добропорядочного' человека, посредством морального воспитания.
Жесткость.-государственного насилия, в его представлениях, должна была быть заменена разумным компромиссом со стороны каждой личности члена общества.

Идеал человека, по мнению Дж.
Локка, это весьма осязаемый образ личности, мудрость которой представляется как «умелое и
предусмотрительное ведение своих дел в этом мире,...
как продукт сочетания хорошего природного характера, деятельного ума и опыта» [137,
с.
169].
Широкое распространение в Европе получили труды и идеи голландского философаБенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677).
Его представления об идеале человека, системе духовных ценностей личности и общества отличались своим атеизмом и стремлением к рационалистическому обоснованию.
В
своих трактатах («Богословско-политическом трактате», «Трактате об усовершенствовании разума», «Этика, доказанная в 2 2
[стр. 103]

взгляды.
Атеизм и идеи самоорганизующегося общества беспокоили теологов как в Западной Европе, так и в России.
Наметилось противостояние христианской и «естественной» философской мысли.
В России, «просвещенные монархи» XVIII века, как известно, прятали под сукно все продвинутые «материалистские» проекты, либо вносили в них соответствующие оговорки и дополнения как в области образования, так и права, и политики.
Адаптация материалистических воззрений к условиям сложных отношений светской и религиозной философской мысли в русле педагогических идей заслуга английского мыслителя Джона Локка (16321704), идеи которого оказали значительное влияние как на развитие педагогической мысли в России, так и на процесс изменения ценностных представлений в целом.
Человеческая личность представлялась ему как продукт накопления «чувственного опыта» на «гладкой дощечке».
При этом
Дж.
Локк, в отличие от Т.
Гоббса, поддерживавшего древний тезис «человек человеку волк», признавал за каждым индивидом некую врожденную доброту или, по крайней мере, способность развиться в добропорядочного человека, посредством морального воспитания.
Жесткость государственного насилия, в его представлениях, должна была быть заменена разумным компромиссом со стороны каждой личности члена общества.

По-видимому, именно эта позиция Дж.
Локка наиболее импонировала Екатерине II, сделавшей, «Мысли о воспитании» своей настольной книгой.
Все это серьезно отразилось на представлениях о смысле своего существования в сознании русского дворянства.
Идеал человека, по мнению Дж.
Локка, это весьма осязаемый образ личности, мудрость которой представляется как «умелое и


[стр.,104]

предусмотрительное ведение своих дел в этом мире, ...
как продукт сочетания хорошего природного характера, деятельного ума и опыта» 1
Локковский джентльмен и российский дворянин, точнее сказать идеальные представления о них, весьма близки.
Ловкость в делах, умелость в служении, преданность клану, физическая и моральная готовность выживать в любых условиях, светскость и благородство, несомненно, роднят два этих образа.
Не случайно, что в семидесятые годы XVIII века, первые лекции, прочитанные в Московском университете И.
Г.
Шварцем, в своей основе были построены именно на концепции Дж.
Локка.
Отдельно следует сказать о диверсифицирующем влиянии на образ мыслей российского дворянства западноевропейских атеистических воззрений.
Широкое распространение в России получили труды и идеи голландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677).
Его представления об идеале человека, системе духовных ценностей личности и общества отличались своим атеизмом и стремлением к рационалистическому обоснованию.
В
таких своих трудах как «Богословско-политический трактат», «Трактат об усовершенствовании разума», «Этика, доказанная в геометрическом порядке» и др., Б.
Спиноза последовательно утверждал представление об идеале человека разума, руководствующегося в своей жизни исключительно рассудочностью, лишенного любых религиозных взглядов.2 Библия подвергалась философом весьма едкой критике, прежде всего, как источник нравственных устоев.
Добродетели и пороки человека Б.
Спиноза считал общественным порождением, сравнивая человеческую цивилизацию с природой, в которой любые проявления обусловлены рационально объяснимыми факторами.
1См.: Локк Д.
Педагогические сочинения м -Л.: Наука, 1939.
С.
169 2 См,: Спиноза Б.
Избранные произведения.
В 2-х томах.
М., 1957.

[Back]