свои желания в реальной жизни и воспитание имеет смысл лишь тогда, когда оно ориентировано на помощь личности в «земной» самореализации. Аксиологические воззрения Вольтера восходили к древнему «золотому правилу» человек должен поступать в отношении других людей так, как хотел бы, что бы они поступали в отношении него самого. Поступки человека, по его учению, должны приносить конкретное благо другим людям, и об этом, в идеале, каждый человек должен заботиться более, чем о собственной выгоде или спасении души. Страсти и темперамент человека — его естественное свойство, лишать человека которых не дано никому, и нет ничего зазорного в их проявлении, если это не наносит ущерба другим людям. По мнению Вольтера, все произведения искусства созданы страстями свободного человека. Вольтер утверждал, что человек не совершенен по своему происхождению, так как в отличие от «свободного высшего существа» — смертен. Свобода человека ограничена его биологической жизнью, и говорить о полной свободе личности —утопия. Перед человеком имеется свобода выбора своих действий и поступков, и в идеале человек должен направлять свою волю в ту сферу, в которой он приобретет большую свободу. Идеал свободного человека в философском учении Вольтера занимает ведущее место. Мыслитель обратил внимание на диалектическую взаимосвязь между свободой и несвободой личности. В его представлениях идеальный человек это человек, пришедший к пониманию того, что личное благо, полученное во вред другим —и временно, и очень опасно для самого этого человека, так как рано или поздно обернется злом по отношению к нему самому. Цель воспитания человек, способный сделать сложный выбор меду сиюминутным благом и сознательным отказом от него, ради пользы других. При этом само воспитание, в русле рассуждений Вольтера, является процессом, приводящим в единство рациональную, волевую и чувственную стороны сознания [49]. Идеи справедливости, достаточно просто решаемые в утилитарных материалистических учениях по принципу «что полезно то и справедливо», 25 |
драматург, Вольтер не раз обращался к проблеме идеала человека, содержания понятия вечных духовных ценностей и цели воспитания. По его мнению, существуют вечные нравственные законы, которые отражаются как в религиозных, так и в других учениях. Вольтер, развивая взгляды о «разумном эгоизме», утверждал, что идея христианского спасения после гроба порочна, что человек реализует все свои желания в реальной жизни и воспитание имеет смысл лишь тогда, когда оно ориентировано на помощь личности в «земной» самореализации. Нравственно-этические и ценностные воззрения Вольтера восходили к древнему «золотому правилу» человек должен поступать в отношении других людей так, как хотел бы, что бы они поступали в отношении него самого. Поступки человека, по его учению, должны приносить конкретное благо другим людям, и об этом, в идеале, каждый человек должен заботиться более, чем о собственной выгоде или спасении души. Страсти и темперамент человека его естественное свойство, лишать человека которых не дано никому, и нет ничего зазорного в их проявлении, если это не наносит ущерба другим людям. По мнению Вольтера, все произведения искусства созданы страстями свободного человека. Вольтер утверждал, что человек не совершенен по своему происхождению, так как в отличие от «свободного высшего существа» смертен. Свобода человека ограничена его биологической жизнью, и говорить о полной свободе личности утопия. Перед человеком имеется свобода выбора своих действий и поступков, и в идеале человек должен направлять свою волю в ту сферу, в которой он приобретет большую свободу. Идеал свободного человека в философском учении Вольтера занимает ведущее место. Мыслитель обратил внимание на диалектическую взаимосвязь между свободой и несвободой личности. В его представлениях идеальный человек это человек, пришедший к пониманию того, что личное благо, полученное во вред другим, временно и очень опасно для самого этого человека, так как рано или поздно обернется злом по отношению к нему самому. Цель воспитания человек, способный сделать сложный выбор меду сиюминутным благом и сознательным отказом от него, ради пользы других, а само воспитание, в русле рассуждений Вольтера, является процессом, приводящим в единство рациональную, волевую и чувственную стороны сознания.1 Влияние Вольтера на ценностное сознание русского дворянства было огромно. Появилось даже понятие «вольтерьянец», которое обозначало «вольнодумец» человек, разделявший ценности свободы и светской жизни. Гипсовые бюстики Вольтера стали необходимым атрибута кабинета или библиотеки дворянина, считавшего себя просвещенным человеком. Важную роль в развитии изменений в общественном сознании дворянства и российской философско-педагогической мысли сыграли идеи Жана-Жака Руссо (1712-1778 гг.), идеолога так называемого третьего сословия, создавшего, по выражению Вольтера, «философию оборванцев». Идеи справедливости, достаточно просто решаемые в утилитарных материалистических учениях по принципу «что полезно то и справедливо», в трактовках Ж.-Ж. Руссо подвергнуты глобальному переосмыслению. Он видел в самом обществе источник несправедливости, ставя под сомнение все, существовавшие политические и религиозные устои. Человек, как считал Ж.-Ж. Руссо, добр и благороден от природы, ему изначально свойственны стремление к добру и «голос совести». Рождаясь 1См.: Вольтер Философские повести. М., 1953 -3 1 8 с. |