Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 28]

немецкие поэты и писатели.
Среди них великий поэт, драматург и публицист Фридрих Шиллер (1759-1805), создавший многие художественные образы, которые несли в себе глубокие философские идеи и представления о совершенном человеке.
Одной из ключевых в его творчестве была идея освобождения человека от рабства в самом широком смысле этого слова.
Человек, с его точки зрения, не должен быть ни «рабом Божьим», ни «рабом тирана», ни рабом собственных предрассудков.
Он наделял человека такими качествами как любовь к людям, смелость, честность, ненависть ко всему угнетающему, преданность родине и готовность к самопожертвованию ради нее.
Его герои готовы к подвигу, открыты добру, но их судьба драматична.
Автор представлял жизнь многих своих героев, как восхождение к подвигу и гибели.
По-видимому, противоречие между существующими в обществе отношениями
и созданным им идеалом человека представляются Шиллеру неразрешимыми.
В позднем периоде творчества, очевидно, под влиянием впечатлений от ужасов французской революции, Шиллер обращался к
иному идеалу гармоничного человека, уже не борцаподвижника, а личности, способной к самосовершенствованию, с развитым чувством красоты.
Весьма интересная точка зрения,
с точки зрения новых для того времени аксиологических воззрений, высказывалась Иоганном Готфридом Гердером (1744-1803).
Человек в его философском и художественном творчестве представляется как высшая ценность — носитель счастья.
Общество, состоящее из несчастных так же несчастно в целом, как и каждый человек в отдельности.
Важнейшим качеством идеального человека и двигателем общественного прогресса И.Г.
Гердер считал интересы личности и
предлагает нацелить воспитание именно на их развитие.
Этический облик любой эпохи, по его мнению, зависит от определенной системы интересов, симпатий и антипатий людей, живущих в эту эпоху.
И.Г.
Гердер предложил даже некую универсальную «формулу» счастья: «Счастье есть сумма удовлетворенных желаний, достигнутых целей и
2 8
[стр. 113]

как с обществом, так и с самим собой.
Гуманность, как вечную нравственную ценность, Г.
Э.
Лессинг отождествляет с чувством собственного достоинства, в обретении которого видит высшее счастье для человека.
Философ, сторонник идеи необходимости служения человека обществу и культуре, он видел жизненно важную обязанность идеального человека в заботе о совершенствовании общества путем распространения подлинно человеческой морали.
Г.
Э.
Лессингу принадлежала идея «перевоспитания общества», для реализации которой необходима подготовка к жизни активных его членов людей-преобразователей.
Активность и стремление к усовершенствованию общества новые черты воспитательного идеала и цели воспитания, возникшие в XVIII веке, но более характерные для XIX века.
Нельзя не сказать о влиянии на развитие представлений об идеале человека и целях воспитания в России, которое оказали просветители ■ немецкие поэты и писатели.
Великий поэт, драматург и публицист Фридрих Шиллер (1759-1805),
читаемый и почитаемый в России XVIII века автор, создавший многие художественные образы, которые несли в себе глубокие философские идеи и представления о совершенном человеке.
Одной из ключевых в его творчестве была идея освобождения человека от рабства в самом широком смысле этого слова.
Человек, с его точки зрения, не должен быть ни «рабом божьим», ни «рабом тирана», ни рабом собственных предрассудков.
Он наделял человека такими качествами, как любовь к людям, смелость, честность, ненависть ко всему угнетающему, преданность родине и готовность к самопожертвованию ради нее.
Его герои готовы к подвигу, открыты добру, но их судьба драматична.
Автор представлял жизнь многих своих героев, как восхождение к подвигу и гибели.
Повидимому, противоречие между существующими в обществе отношениями
113 I

[стр.,114]

неразрешимыми.
В позднем периоде творчества, очевидно, под влиянием впечатлений от ужасов французской революции, Шиллер обращался к
идеалу гармоничного человека, не борца-подвижника, а личности, способной к самосовершенствованию, с развитым чувством красоты.
Весьма интересная точка зрения
высказывалась Иоганном Готфридом Гердером (1744-1803).
Человек в его философском и художественном творчестве представляется как высшая ценность носитель счастья.
Общество, состоящее из несчастных также несчастно в целом, как и каждый человек в отдельности.
Важнейшим качеством идеального человека и двигателем общественного прогресса И.
Г.
Гердер считал интересы личности и
предлагал нацелить воспитание именно на их развитие.
Этический облик любой эпохи, по его мнению, зависит от определенной системы интересов, симпатий и антипатий людей, живущих в эту эпоху.
И.
Г.
Гердер предложил даже некую универсальную «формулу» счастья: «Счастье есть сумма удовлетворенных желаний, достигнутых целей и
мирного преодоления потребностей, которые определяются в зависимости от страны, времени и места».' Идеальный человек, по И.
Г.
Гердеру, активен и готов к борьбе.
Более того, на него ложится обязанность влиять на развитие добрых побуждений в других людях.
Альтруистический мотив в человеке должен ориентировать его на помощь другим людям, прежде всего в освобождении от любого рабства.
При этом Гердер заявляет о необходимости воспитания отвращения к войне и насилию, в каких бы формах оно не выражалось.
Он призывал и созданным им идеалом человека представляются Ш иллеру 1См.: Гердер И Г Избранные сочинения.
М.-Л., 1959 С.
276.

[Back]