мирного преодоления потребностей, которые определяются в зависимости от страны, времени и места» [58]. Идеальный человек по И. Г. Гердеру активен и готов к борьбе. Более того, на него ложится обязанность влиять на развитие добрых побуждений в других людях. Альтруистический мотив в человеке должен ориентировать его на помощь другим людям, прежде всего в освобождении от любого рабства. При этом Гердер заявляет о необходимости воспитания отвращения к войне и насилию, в каких бы формах оно не выражалось. Он призывал мыслить категорией «все человечество», не признавал превосходства рас, народов и сословий над другими. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) ввел в представление об идеале человека важную черту понятие о нравственном долге. Нравственный долг как глубокое духовное осознание человеком своих обязанностей перед самим собой и перед обществом. Исполнение нравственного долга заставляет человека, по мнению И.В. Гете, вступать в борьбу с самим собой, но победа несет в себе счастье. Речь при этом шла о светской духовности, великий поэт полностью отвергал религию как носителя нравственных ценностей и идеалов. Склонность и способность к труду Гете считал важнейшими качествами прогрессивного человека, а развитие этих качеств —целью воспитания. Философ-просветитель и писатель Георг Форстер (1754-1794) одним из первых обратил внимание на историческую изменчивость идеала человека и развил эту идею в своей теории. Путешествуя к берегам Австралии и Океании, он изучал нравы туземцев, и пришел к выводу, что их нравственное развитие идет тем же путем, что и у народов более развитых цивилизаций. С одной стороны он посчитал это подтверждением тезиса о независимости нравственности от религии, а с другой подтверждением механистического взгляда на законы развития нравственности в обществе. Историческая обусловленность процесса развития нравственного идеала человека, обнаруженная Г.Форстером, была важным звеном, как для философского, гак 29 |
неразрешимыми. В позднем периоде творчества, очевидно, под влиянием впечатлений от ужасов французской революции, Шиллер обращался к идеалу гармоничного человека, не борца-подвижника, а личности, способной к самосовершенствованию, с развитым чувством красоты. Весьма интересная точка зрения высказывалась Иоганном Готфридом Гердером (1744-1803). Человек в его философском и художественном творчестве представляется как высшая ценность носитель счастья. Общество, состоящее из несчастных также несчастно в целом, как и каждый человек в отдельности. Важнейшим качеством идеального человека и двигателем общественного прогресса И. Г. Гердер считал интересы личности и предлагал нацелить воспитание именно на их развитие. Этический облик любой эпохи, по его мнению, зависит от определенной системы интересов, симпатий и антипатий людей, живущих в эту эпоху. И. Г. Гердер предложил даже некую универсальную «формулу» счастья: «Счастье есть сумма удовлетворенных желаний, достигнутых целей и мирного преодоления потребностей, которые определяются в зависимости от страны, времени и места».' Идеальный человек, по И. Г. Гердеру, активен и готов к борьбе. Более того, на него ложится обязанность влиять на развитие добрых побуждений в других людях. Альтруистический мотив в человеке должен ориентировать его на помощь другим людям, прежде всего в освобождении от любого рабства. При этом Гердер заявляет о необходимости воспитания отвращения к войне и насилию, в каких бы формах оно не выражалось. Он призывал и созданным им идеалом человека представляются Ш иллеру 1См.: Гердер И Г Избранные сочинения. М.-Л., 1959 С. 276. мыслить категорией «все человечество», не признавал превосходства рас, народов и сословий над другими. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) ввел в представление об идеале человека важную черту, созвучную во многом тем представлениям, которые бытовали в России XVIII века, понятие о нравственном долге. Нравственный долг как глубокое духовное осознание человеком своих обязанностей перед самим собой и перед обществом. Исполнение нравственного долга заставляет человека, по мнению И. В. Гёте, вступать в борьбу с самим собой, но победа несет в себе счастье. Речь при этом шла о светской духовности, великий поэт полностью отвергал религию как носителя нравственных ценностей и идеалов. Склонность и способность к труду Гёте считал важнейшими качествами прогрессивного человека, а развитие этих качеств целью воспитания. Философ-просвститель и писатель Георг Форстер (1754-1794) одним из первых обратил внимание на историческую изменчивость идеала человека и развил эту идею в своей теории. Путешествуя к берегам Австралии и Океании, он изучал нравы туземцев и пришел к выводу, что их нравственное развитие идет тем же путем, что и у народов более развитых цивилизаций. С одной стороны, он посчитал это подтверждением тезиса о независимости нравственности от религии, а с другой подтверждением механистического взгляда на законы развития нравственности в обществе. Историческая обусловленность процесса развития нравственного идеала человека, обнаруженная Г. Форстером, была важным звеном как для философского, так и для педагогического осмысления данного феномена. Г. Форстер увидел перспективы развития идеала человека в будущем. В его понимании, наиболее прогрессивным слоем общества в плане развития нравственного идеала должны были стать люди, занимающиеся |