Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 30]

и для педагогического осмысления данного феномена.
Г.Форстер увидел перспективы развития идеала человека в будущем.
В его понимании, наиболее прогрессивным слоем общества в плане развития нравственного идеала должны были стать люди, занимающиеся творчеством и ученые.
Чувство общественного долга, человеческое и гражданское достоинство, любовь к родине, уважение культуры, честность и откровенность сочетались в его описании идеала человека с чертами семьянина и воспитателя.

Следует отметить, что в форме рассмотренных этических учений, рассмотренных выше, нашли отражение интересы различных образованных классов, но в наибольшей степени материальные, жизнелюбивые интересы европейского «третьего сословия».
Человек, его духовные и жизненные ценности, смысл бытия,
проблема счастья и несчастья, заняли ведущее место в новой, светской философии.
Материальные, а значит низменные, с точки зрения христианства, устремления нуждались в оправдании на самом высоком философском уровне, потребовалось создание новой светской морали, в которой человек, как венец творения находится выше всего.
Ему отводилась роль преобразователя природы и общества, вершителя судеб, создавался
образ свободной и самостоятельной личности, способной сделать мир вокруг себя справедливым.
Просвещение постепенно стало рассматриваться в качестве важнейшего средства изменения сознания человека Нового времени в Европе.
Именно воспитание и образование стали считаться кратчайшим путем воплощения в жизнь философских идей.

Известный со времен античности скептицизм относительно тезиса, что образованием детей возможно добиться любых перемен в общественной жизни, существенно ослабевал.
Увлечение науками и искусствами, политикой, атеистическими учениями, рост интереса к светскому знанию и деятельности,
стали для европейцев отражением потребностей жизни.
Переустройство мира как смысл и цель жизни человека Нового времени
(и прежде всего от представителя «третьего сословия») требовали от него быть свободным, 30
[стр. 116]

творчеством, и ученые.
Чувство общественного долга, человеческое и гражданское достоинство, любовь к родине, уважение культуры, честность и откровенность сочетались в его описании идеала человека с чертами семьянина и воспитателя.

В конце XVIII века в Россию проникали и некоторые представления об идеале человека, которые сложились в Новом Свете.
В основном идеи американских просветителей Б.
Франклина, Т.
Джефферсона и Т.
Пейна.
Современный американский философ Г.
Селзам писал о самом Бенджамине Франклине, как об идеале человека, воплотившем в своей личности все его основные черты: «И в теории, и на практике он был блестящим образцом новой морали, сочетая в себе уверенность человека в своих силах, практический ум, религиозное преклонение перед рынком и упование на милость его законов и всю характерную для этой морали философию успеха».
1 По-видимому, такой идеал человека был чужд для российского человека, вследствие чего и идеи, и труды американских мыслителей широкого распространения в России не получили, хотя и были известны.
Проникновение в Россию новых представлений об идеале человека и целях его воспитания отразилось на эволюционном процессе развития аналогичных феноменов в русской просветительской мысли.
Обобщающая характеристика европейского идеала человека, точнее, того нового, что появилось в европейской цивилизации в эпоху Возрождения и Просвещения, такова: во-первых, отрицание религиозного характера ценностей и качеств личности, составляющих идеал человека, его светский характер; во-вторых, представления об идеальном человеке, чувства которого подчинены разуму, развитие которого напрямую зависит от 1 См.: Селзам Г Марксизм и мораль.
М., 1962.
С , 91.


[стр.,164]

у данного слоя не ассоциировалось ничего, кроме унижения и бедности своих предков, становился модой.
Изменения в ценностных ориентациях представителей различных сословий и слоев российского населения ложились в основу эволюции соответствующих идеалов человека в российском обществе XIX века Процесс появления различных ценностных систем и представлений об идеале человека был явлением динамичным, быстро приведшим к духовной разобщенности как по сословным, так и по религиозным, и национальным признакам.
Учитывая, что развитие многих отличавшихся друг от друга представлений о духовных ценностях, материальных интересах и соответствующих идеалах человека, отразилось во многих литературных источниках той эпохи, анализ которых позволяет сегодня дать более или менее достоверную характеристику процесса развития целей воспитания в России, проследить за предпринимавшимися попытками объединить русское общество.
Либерализм и свободомыслие, начавшие проникать из Европы в XV11I веке, представлялись российским самодержцам и духовенству немалой угрозой, являясь следствием и как бы обратной стороной утверждения светского образования.
Материальные интересы европейского «третьего сословия» нашли отражение в духовной сфере в форме различных этических учений, которые рассматривались выше.
Человек, его духовные и жизненные ценности, смысл бытия
заняли ведущее место в новой, светской философии.
Материальные, а значит низменные, с точки зрения христианства, устремления нуждались в оправдании на самом высоком философском уровне, потребовалось создание новой светской морали, в которой человек, как венец творения находится выше всего.
Ему отводилась роль преобразователя природы и общества, вершителя судеб, создавался


[стр.,165]

образ свободной и самостоятельной личности, способной сделать мир вокруг себя справедливым Просвещение постепенно стало рассматриваться в качестве важнейшего средства изменения сознания человека Нового времени в Европе.
Именно воспитание и образование стали считаться кратчайшим путем воплощения в жизнь философских идей.

Скептицизм относительно тезы, что образованием детей возможно добиться любых перемен в общественной жизни, существенно ослабевал.
Увлечение науками и искусствами, политикой, атеистическими учениями, рост интереса к светскому знанию и деятельности
стало для европейцев отражением потребностей жизни.
Переустройство мира как смысл и цель жизни человека Нового времени
требовали от него быть свободным, критически мыслящим, самостоятельным и готовым к борьбе за права.
Для России стабильность и стремление к неизменности уклада жизни в кругах власть предержащих всегда оставались ведущими идеями, несмотря ни на какие европейские тенденции.
Потрясения, вызванные французской революцией и континентальной войной, развязанной Бонапартом, порождали страх перед нововведениями, заимствованными из Европы.
Распространение в дворянской среде масонства, различных тайных обществ, заговор декабристов вызывали естественное недоверие царского окружения даже к самому близкому и по крови, и по положению сословию дворянству.
К началу XIX века среди части верхушки российского общества стало развиваться стремление к серьезным социальным реформам.
Русский просветитель Яков Павлович Козельский (1728-1794), уделивший в своих работах много внимания проблеме человеческого идеала

[Back]