Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 34]

области мышления и науки, но долгое время и в общественных и политических вопросах, а также и оказать мировое влияние на развитие научной мысли, в т.ч.
и в России.
Таким образом, именно в XIX в.
европейская наука, и прежде всего немецкая, развивается как наука университетская.
Институциональное объединение научных исследований и высшего образования позволило совершить науке серьезный рывок вперед, прежде всего, за счет решения ресурсной проблемы: материальное и кадровое обеспечение для научных исследований ведущих ученых предоставлял университет, финансируемый государством.
В силу сказанного становится понятным, почему в XIX в.
такое существенное развитие (и не менее существенное влияние, в т.ч.
в России) получили педагогические идеи, разработанные именно немецкими мыслителями.
Одним из первых в этом ряду стоит этика Иммануила Канта (1724-1804).
Его принцип этического долженствования оказал серьезное влияние на развитие представлений о жизненных ценностях и на саму русскую философско-педагогическую мысль, позволяя более ясно и обоснованно устанавливать разницу относительно того «какой есть человек» и «каким он должен и может быть».
Основа теории нравственного воспитания И.Канта тезис о свободе морального сознания человека.
Идеал человека складывается из способности преодолеть склонности материальной природы и осознать достоинство собственной личности, которое в свою очередь открывает человеку путь к выполнению своего нравственного и общественного долга, а, в конечном счете, и к достижению нравственного прогресса человечества
[106, с.
323-358].
В теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) нравственный облик человека представлялся не статическим явлением, а постоянно изменяющимся, развивающимся под воздействием различных внешних и внутренних факторов.
Ф.Гегель пытался обосновать принципы нравственного воспитания человека,
приведение его к состоянию «разумной 34
[стр. 179]

среде.
Одним из первых в этом ряду стоит этика Иммануила Канта (17241804).
Его принцип этического долженствования оказал серьезное влияние на развитие представлений о жизненных ценностях и на саму русскую философско-педагогическую мысль, позволяя более ясно и обоснованно устанавливать разницу относительно того, «какой есть человек» и «каким он должен и может быть».
Основа теории нравственного воспитания И.
Канта тезис о свободе морального сознания человека.
Идеал человека складывается из способности преодолеть склонности материальной природы и осознать достоинство собственной личности, которое в свою очередь открывает человеку путь к выполнению своего нравственного и общественного долга, а, в конечном счете, и к достижению нравственного прогресса человечества.1
Мысль о роли воспитания человеческого достоинства являлась и важнейшим элементом прогрессивной русской философско-педагогической мысли XIX века.
В трудах К.
Д.
Ушинского, Н.
И.
Пирогова, И.
И.
Давыдова ей уделялось ведущее место.
Идея внутренней свободы человека серьезно противоречила представлениям об идеале человека в рамках православного подхода к воспитанию, но в конце XIX века данная проблема стала затрагиваться и в религиозно-философских учениях, о чем пойдет речь ниже.
Этическое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), хотя и отличалась от представлений о человеке в теории И.
Канта, также получила широкое распространение в России.
В теории Ф.
Гегеля нравственный облик человека представлялся не статическим явлением, а постоянно изменяющимся, развивающимся под воздействием различных 1См.: Кант И.
Сочинения в шести томах.
Т.
4, ч.2..
М ., 1968.
С.
323-358.


[стр.,180]

внешних и внутренних факторов.
Ф.
Гегель пытался обосновать принципы нравственного воспитания человека,
как пути приведения его к состоянию «разумной воли».' При этом он представлял и само общество как фактор нравственного развития индивида, подводя к осознанию взаимодействия общества и человека.
Эта мысль также стала одной из краеугольных для русской педагогики XIX XX веков.
Немецкая классическая философия, весьма популярная в России XIX века, дала импульс для развития педагогики и психологии как самостоятельных наук.
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) рассматривал природу человеческой косности, страхов, нежелания действовать и видел их причину в неверии в счастье и невозможности его реального достижения.
С его точки зрения, было необходимо новое воспитание, целью которого было бы развитие у человека стремления к внутренней и внешней свободе, которая вырабатывается в практической деятельности.
Необходимость практической деятельности ребенка в процессе воспитания для решения задач нравственного воспитания и достижения морального идеала стала одной из новых идей, ставшей весьма популярной для российской педагогики.
В отличие от «дельности», характерного средства воспитания и черты православно-патриархальной педагогической мысли, деятельность человека по И.
Г.
Фихте должна была быть направлена не на оправдание верности догматам, а для вырабатывания новых нравственных установок свободного человека.
В некоторой степени это отвечало тезису о добровольности дворянского служения и доверии человеку, но представители немецкой классической философии, как правило, утверждали, что воспитательная сущность труда распространяется на всех людей, а не только на 1См.
.
Гегель Сочинения.
Т 8 .
М., 1930-1959.
С.
1 5 2 169.

[Back]