Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 36]

В 40-х годах XIX века немецкими экономистами Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом была предложена диалектико-материалистическая теория развития общества, оказавшая серьезное влияние на развитие представлений об идеале человека, системе его жизненных ценностей и цели воспитания.
В их варианте соединения материализма с диалектическим подходом к рассмотрению философских проблем развития, изменения в человеческой цивилизации изображались как последовательная смена лидирующего положения «классов» слоев общества, выделенных по имущественному принципу.
К.Маркс и Ф.Энгельс пытались предсказать пути развития общества.
С их точки зрения, мир стремился к появлению единого бесклассового общества, общества без государств, границ, наций, имущественных различий и т.д.
Этому обществу будущего было дано даже
собственное имя коммунизм.
Только при коммунизме им представлялось возможным наличие истинной свободы, равенства и братства.
В отличие от других философских учений, марксисты стремились к экономическому обоснованию своих идей, что создавало впечатление приближения их подходов к реальности, подразумевало учет реалий общественной жизни.
Пролетариат, сложившийся в Европе к середине XIX века как слой неимущих участников крупного производства, представлялся К.Марксу и Ф.Энгельсу наиболее вероятным сторонником и активным участником движения к новому обществу.

В рамках марксистских этических представлений, система ценностей личности зависела от ее материального положения.
Потребность неимущего человека что-то иметь может быть удовлетворена либо присвоением индивидуальной собственности, либо в обществе, где все материальные блага принадлежат всем его членам.
Марксисты предсказывали возможность достижения цивилизацией такого общественного устройства путем установления особых отношений между людьми.
В отличие от
социалистовутопистов они предполагали, что «класс имущих» не расстанется добровольно со своими богатствами, и мир ждут революционные 36
[стр. 182]

положением которого должно было стать утверждение о том, что «все люди братья».
Результат нравственного воспитания человека и конечный итог его развития определялся данной группой западных философов в виде совокупности таких личностных качеств, как стремление к созданию нового общества, готовность к его строительству и даже к борьбе за него.
Идеал человека борца за утверждение справедливого общества стал новой идеей, возникшей в Западной Европе в XIX веке.
Утопический социализм, ставший «составной частью» марксизма, положил начало развитию общественных идей, в которых гармоничный и нравственный человек становился средством осуществления переворота в мироустройстве, педагогическая мысль рассматривалась в качестве теоретического основания для «создания» такого человека, а воспитание и образование, соответственно, рассматривались как составная часть практического механизма для реализации этих революционных установок.
В 40-х годах XIX века немецкими экономистами Карлом Марксом и ^ Фридрихом Энгельсом была предложена диалектико-материалистическая теория развития общества, оказавшая серьезное влияние на развитие представлений об идеале человека, системе его жизненных ценностей и цели воспитания.
В их варианте соединения материализма с диалектическим подходом к рассмотрению философских проблем развития, изменения в человеческой цивилизации изображались как последовательная смена лидирующего положения «классов» слоев общества, выделенных по имущественному принципу.
К.
Маркс и Ф.
Энгельс пытались предсказать пути развития общества.
С их точки зрения, мир стремился к появлению единого бесклассового общества, общества без государств, границ, наций, имущественных различий и т.д.
Этому обществу будущего было дано даже
182

[стр.,183]

собственное имя коммунизм.
Только при коммунизме им представлялось возможным наличие истинной свободы, равенства и братства.
В отличие от других философских учений, марксисты стремились к экономическому обоснованию своих идей, что создавало впечатление приближения их подходов к реальности, подразумевало учет реалий общественной жизни.
Пролетариат, сложившийся в Европе к середине XIX века как слой неимущих участников крупного производства, представлялся К.
Марксу и Ф.
Энгельсу наиболее вероятным сторонником и активным участником движения к новому обществу.

Один из родоначальников политической экономии американец Уильям Петти (1623-1687), чьи взгляды оказали значимое влияние на развитие педагогики в Североамериканских соединенных штатах, увидел социальную опасность психологии «голодранства».
Неимущий, неспособный к адаптации и впавший в отчаяние человек, с его точки зрения, мог стать разрушителем общества.
К.
Маркс и Ф.
Энгельс увидели в этой разрушительной силе, следуя диалектическому принципу, созидательный характер, выражавшийся в предположении о том, что в бесклассовом обществе она превратится в свою противоположность.
Сторонники К.
Маркса полагали, что такой переворот в сознании возможен при наличии особой «классовой» морали пролетариата.
В рамках марксистских этических представлений, система ценностей личности зависела от ее материального положения.
Потребность неимущего человека что-то иметь может быть удовлетворена либо присвоением индивидуальной собственности, либо в обществе, где все материальные блага принадлежат всем его членам.
Марксисты предсказывали возможность достижения цивилизацией такого общественного устройства путем установления особых отношений между людьми.
В отличие от


[стр.,184]

социалистов-утопистов, они предполагали, что «класс имущих» не расстанется добровольно со своими богатствами, и мир ждут революционные перевороты, которые будут направлены на обобществление всей частной собственности.
Неизбежное при этом насилие будет оправдано тем, что пострадает абсолютное меньшинство представителей общества.
Марксистская этика, система представлений о духовных и жизненных ценностях построена на таком понимании справедливости, при котором верным и правильным считается то, что отвечает мнению большинства.
Класс пролетариев высшая ценность, а мечта о коммунизме, вера в возможность построения которого, идея очень схожая с религиозной.
При этом марксисты утверждали, что возможность и неизбежность перехода к такому обществу ими обоснована научно, хотя важнейший документ марксизма «Манифест Коммунистической партии», первоначально был именован Ф.
Энгельсом как «Проект Коммунистического символа веры», что точнее соответствует его декларативному характеру.
’ Все это было принципиальным пересмотром человеческих ценностей Марксистский идеал человека это борец и созидатель одновременно.
Общество будущего его главная цель и смысл жизни.
Он лишен чувств уважения и сострадания к людям из других «классов», он абсолютный материалист и атеист, любые действия в интересах своего «класса» всегда оправданы.
Важной чертой сознания человека с точки зрения сторонников и продолжателей марксизма, должна была стать убежденность в том, что именно это учение является единственно верным, что по духу также сближает это общественно-политическое течение с религией.
Невольно возникает аналогия с образом Рахметова, созданным Н.
Г.
Чернышевским в романе «Что делать?».
Аутичный, замкнутый в себе, фанатизм этого героя 1См.: М аркс К и Энгельс Ф.
Сочинения.
Т.4.
С.
419 459.

[Back]