Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 38]

что это сказалось на выборе и воспитательного идеала.
Во-первых, Д.Дьюи рассматривал воспитание как непрекращающееся реконструирование опыта человека, осуществляющееся на протяжении всей жизни при наличии двух условий: доступных знаний и общения.
Постоянное и
активное приспособление к непрерывно меняющимся реалиям индустриальной эпохи — наиболее характерная черта идеального человека для данного педагогического течения.
Лишь сегодня, сто лет спустя после
Д.Дьюи, можно до конца осознать значимость этой идеи — по существу, идеи «самообразования через всю жизнь человека».
Трудно переоценить гуманистическую направленнеость дьюистского идеала самообразовывающегося человека, во всеоружии встречающего
все новые условия жизни, не пасующего перед ними, не стремящегося агрессивно к их переделке в соответствии со своими представлениями о жизни, а постоянно учащегося у самой жизни тому, как надо жить.
Во-вторых,
Д.Дьюи неоднократно подчеркивал, сколь важно найти должную меру между индивидуальным и социальным, в человеке и его воспитании.
«Основными факторами воспитательного процесс являются незрелое, неразвитое существо и известные социальные задачи, мнения и ценности,
воплощенные в зрелом опыте взрослых.
Воспитательный процесс есть посредник между этими силами,
подчеркивал он руководство (педагогическое) ...
состоит в том, чтобы дать свободу жизненному процессу для-сго
собственного более целесообразного выявления» [46, с.
5, 12].
Еще одно американско-европейское течение в реформаторской педагогике рубежа веков, связанное с именами С.Холла, Э.Киркпатрика, Э.Меймана и др.
и такими направлениями исследований, как педология и экспериментальная педагогика, получило название «естественнонаучного».
Общая для «естественнонаучного» течения идея о том, что психофизиологическая организация индивидуума является более важным фактором в образовании характера, чем влияние среды, проявилась наиболее заметно в рамках
т.н.
экспериментальной педагогики, представители которой 38
[стр. 272]

Тем не менее, данное направление внесло неоценимый вклад в развитие педагогической теории того времени, и продолжает оказывать своё влияние по сей день.
Само наличие такой точки зрения заставляет прислушаться к себе и теоретиков и практиков, намечая для них пусть и чрезвычайно высокий, абстрактный, но очень важный в повседневности идеал.
Вероятно, лучше всего отвечал духу той эпохи идеал «индустриальномодернистского» течения педагогики Джона Дьюи.
В англоязычной культуре главной особенностью того времени был признан «промышленный характер всей жизни», не удивительно, что это сказалось на выборе и воспитательного идеала.
1 Активный и самостоятельный человек, хорошо ориентирующийся в круговороте жизни и легко адаптирующийся к ней, мотивированный на движение по лестнице социальной карьеры и стяжании земных благ этот идеал поначалу казался многим в России образом бездуховного дельца, отрезанного от живых национально-религиозных корней, порабощённого направлением общественного развития и потому внутренне несчастного.
На самом деле Дж.
Дьюи и другие западные педагоги вовсе не представляли человека-личность в качестве механического средства общественного развития.
При ближайшем рассмотрении идеал Дж.
Дьюи оказывался совсем не таким однобоким, он был наполнен своеобразной диалектикой.
Во-первых, Дж.
Дьюи рассматривал воспитание как непрекращающееся реконструирование опыта человека, осуществляющееся на протяжении всей жизни при наличии двух условий: доступных знаний и общения.
Постоянное и
аюгивное приспособление к непрерывно меняющимся реалиям индустриальной эпохи наиболее характерная черта 1См : Дьюи Дж.
Школа и общество.
/ 2-е изд.М .,1923 С.45.


[стр.,273]

идеального человека для данного педагогического течения.
Лишь сегодня, сто лет спустя после
Дж.
Дьюи, можно до конца осознать значимость этой идеи по существу, идеи «самообразования через всю жизнь человека».
Трудно переоценить гуманистическую направленнеость дьюистского идеала самообразовывающегося человека, во всеоружии встречающего
всё новые условия жизни, не пасующего перед ними, не стремящегося агрессивно к их переделке в соответствии со своими представлениями о жизни, а постоянно учащегося у самой жизни тому, как надо жить.
Во-вторых,
Дж.
Дьюи неоднократно подчёркивал, сколь важно найти должную меру между индивидуальным и социальным в человеке и его воспитанием.
«Основными факторами воспитательного процесса являются незрелое, неразвитое существо и известные социальные задачи, мнения и ценности,
воплощённые в зрелом опыте взрослых.
Воспитательный процесс есть посредник между этими силами,
подчёркивал он руководство (педагогическое) ...
состоит в том, чтобы дать свободу жизненному процессу для
его собственного более целесообразного выявления».1 Безусловно, в педагогике Дж.
Дьюи преувеличивалась роль практики в формировании личности и принижалось значение теоретических знаний.
Идеальный человек Дж.
Дьюи, усвоив в школе принципы самообразования, в дальнейшем учился жизни только у жизни и в ходе жизни.
Но именно этим его идеал был близок бытовому идеалу тех российских сословий, социально-экономическая рост которых в начале XX века был наиболее заметен в России.
Речь идёт о буржуазии, мещанстве, отчасти купечестве.
Не предприниматель индивидуалист, но предприниматель культурный, образованный, добивающийся высокого социального статуса законным и нравственным путём, исключительно за счёт своей деловой активности 1Дьюи Дж.
Ш кола и ребёнок.
/2 -е изд.-М -Пг., 1923 С.
12.


[стр.,280]

«общечеловеческие» ценности, которые должны преобладать над «народными».
Общая для «естественно-научного» течения идея о том, что психофизиологическая организация индивидуума является более важным фактором в образовании характера, чем влияние среды, проявилась наиболее заметно в рамках
второго направления, представители которого считали в общем достаточным для педагогики опору её на одни только естественные науки, к которым они относили, как уже отмечалось, физиологию, психологию и педологию.
Согласно этой точке зрения, воспитание должно определять и формулировать свои цели исходя не столько из культурных потребностей общества, сколько из возможностей развивающегося организма, то есть из жизненно-практических интересов человека.
«У общественной школы не должно быть других задач, кроме одной ...
кроме целесообразного, полного и гармоничного развития всех способностей, таящихся в зародыше в душе ребёнка»1.
Принятие подобной трактовки цели воспитания фактически означало признание того, что единого для всех идеала человека нет.
Идеал носит индивидуальный характер, обусловленный особенностями человеческой природы (природы человека, как биологического вида, и индивидуальными особенностями конкретного индивида).
Поскольку биологическое развитие организма определяется не идеалами, а присущими ему законами, их и должна вскрывать педагогика совместно с физиологией, возрастной психологией и педологией.
Цель воспитания заключается в том, чтобы не уклоняться от выявленных законов развития человека.
Основная задача 1Вахтеров В.П.
Спорные вопросы образования.
М., 1907,С.24.

[Back]