Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 43]

Специальным указом государя, дворянам, не овладевшим знаниями «цыфири и некоторой части геометрии» запрещалось жениться.
Этот запрет распространялся и в последующие периоды на студентов и курсантов государственных университетов и училищ вплоть до 1917 года.
Теперь родители были обязаны обеспечить домашнюю подготовку своих детей в объеме, необходимом для поступления в цифирную школу или военное училище.
Табелью о рангах предусматривался
значительный курс обучения заграницей.
Городские врачи, инженеры, шкиперы, художники и другие, высоко квалифицированные специалисты, были вхожи во многие аристократические дома, образовывали специфическую городскую микросреду образованных людей,
демонстрировавших пример того, как возможно зарабатывать своим трудом и деньги и положение в обществе.
Само появление данной прослойки влияло на изменения в отношениях людей к образованию.
Очевидно, что улучшение положения образованных специалистов светских профессий повышало интерес к их приобретению среди городского населения.
Новым было и изменение отношения к знанию.
В новом «Духовном регламенте», составленном Феофаном Прокоповичем (1681-1736), отношение к наукам и учению изменяется кардинально: «И аще бы учение церкви или государству было вредное, то не учились бы сами лучшие христианские особы и запрещали бы иным учиться: а то видя, что учились и все древние наши учителя, не токмо Священного писания, но и внешней философии, и кроме многих иных славнейшие столпы церковные
поборствуют и о внешнем учении.
..
.Такового же, тако рещи привиденного и мечтательного учения вкусивши, человецы
глупейшии бывают от неученых.
Ибо весьма темни суще, мнят ся быти совершенных и помышляя, что все что-либо знать мощно, познали...
Се же вельми бедно, что именованные неосновательные мудрецы не токмо не полезны, но и вельми вредны суть и дружеству, и отечеству, и церкви, пред властьми надмеру смиряются, но лукаво, чтоб так украсть милость их и пролезть на степень честный...»
[182, 43
[стр. 91]

первого офицерского чина на военной службе, становился потомственным дворянином.
На гражданской службе потомственное дворянство предоставлялось лицам, достигшим восьмого класса Табели о рангах.
Вместе с обязанностью служить была введена и учебная повинность.
Специальным указом государя, дворянам, не овладевшим знаниями «цыфири и некоторой части геометрии» запрещалось жениться.

Теперь родители были обязаны обеспечить домашнюю подготовку своих детей в объеме, необходимом для поступления в цифирную школу или военное училище.
Табелью о рангах предусматривался
и курс обучения заграницей.
Важные изменения произошли в жизни городского населения.
Впервые в российской истории они обрели права, прежде всего, право наследования, что сказалось на их взглядах.
С 1719 года в силу вступило деление городского населения на гильдии.
К высшей, первой гильдии стали относить людей наиболее зажиточных, имевших «знатные» торговлю или производство.
Кроме богатых купцов и мануфактуристов, к первой гильдии были причислены шкиперы, зодчие, врачи, художники нарождающийся слой городской интеллигенции.
Во вторую гильдию входили ремесленники и торговцы, имевшие небольшое собственное дело: иконников, ювелиров, лавочников средней руки и т.д.
Разбогатевшие горожане получали различные привилегии, которыми очень дорожили.
Так, например, дома купцов первой гильдии освобождались от военных постоев, а сами купцы от участия в работе различных выборных городских органов, от обязанностей по сбору таможенных податей и прочих обременительных дел.
Городские врачи, инженеры, шкиперы, художники и другие, высоко квалифицированные специалисты, были вхожи во многие аристократические дома, образовывали специфическую городскую микросреду образованных людей,


[стр.,118]

повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти».
Правила поведения для благородных юношей и девушек содержали множество указаний на то, какими им должно быть: «Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник, для того, что бодрый господин одобряет и слуга, подобно як бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осторожна: потому отчасти, смотря на прилежность и бодрость или радение слуги, признать, како правление которого господина состоит и содержится, ибо не напрасно пословица говориться: каков игумен, такова и братия» говорится, например, в тринадцатом параграфе.1 Очевидна связь этого поучения с аналогичными источниками русского средневековья, но даже по небольшому отрывку чувствуются и отличия: бодрость, быстрота, трудолюбие новые качества, не свойственные для более ранних поучений, чаще призывавших детей и юношей, напротив, к степенности.
Новым было и изменение отношения к знанию.
С опаской и осторожностью, с требованиями неусыпно следить за возможным проникновением ереси, был издан, например, царский указ о «привилегии» Московской академии, о котором шла речь выше.
В новом «Духовном регламенте», составленном Феофаном Прокоповичем (1681-1736), отношение к наукам и учению изменяется кардинально: «И аще бы учение церкви или государству было вредное, то не учились бы сами лучшие христианские особы и запрещали бы иным учиться: а то видя, что учились и все древние наши учителя, не токмо Священного писания, но и внешней философии, и кроме многих иных славнейшие столпы церковные
1 Ю ности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти.
Санкт Петербуг, лета 1717.
56 с.


[стр.,119]

поборствуют и о внешнем учении.
...Такового же, тако рещи привиденного и мечтательного учения вкусивши, человецы
глупейшим бывают от неученых.
Ибо весьма темни суще, мнят ся быти совершенных и помышляя, что все что-либо знать мощно, познали...
Се же вельми бедно, что именованные неосновательные мудрецы не токмо не полезны, но и вельми вредны суть и дружеству, и отечеству, и церкви, пред властьми надмеру смиряются, но лукаво, чтоб так украсть милость их и пролезть на степень честный...».1
Уже в первой четверти XVIII века в государственных документах шла речь о необходимости светского знания, а само это знание связывалось с полезностью человека для государства, для служения государю.
О запрещении изучения иностранных языков речь уже не шла, напротив, это вменялось в обязанность всем дворянским детям.
В 27 параграфе наставления «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти» даже утверждалось: «Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случиться..».2 Европейское знание становилось доступным широкому слою дворян, прежде всего молодому поколению.
Осмысление новых процессов, происходивших в России, в частности, и с точки зрения изменений идеала человека совпадало по времени с самими 1См.: Полное собрание законов Российской империи, т.
IV.
№ 3718.
СПб., 1830 С.
314-146.
2 Ю ности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти.
Санкт Пегербуг, лета 1717 56 с.

[Back]