Уже в первой четверти XVIII века в государственных документах шла речь о необходимости светского знания, а само это знание связывалось с полезностью человека для государства, для служения государю. Изучение иностранных языков уже вменялось в обязанность всем дворянским детям. В 27 параграфе наставления «Юности честное зерцало...» даже утверждалось: «Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случиться...» [251]. Европейское знание становилось доступным широкому слою дворян, прежде всего молодому поколению. Таким образом, принципиально изменилось отношение государства и высших классов общества к образованию и образованности. Рассмотрим, как влияли на формирование российского педагогического сознания в данный период западноевропейское педагогические идеи. Как мы отметили в п. 1.1., к началу XVIII в. в Западной Европе сложилась весьма дифференцированная философско-этическая база. Получая' распространение в России, она оказала серьезное влияние на эволюцию идеала человека и целей воспитания во всех сложившихся к тому времени сословиях. Такая восприимчивость сроссийского сознания к внешним влияниям вполне объяснима. Россия всегда была многоэтнической, многокультурной, многорелигиозной и многоязычной страной, поэтому естественным образом россиянину были свойственны определенные «культурный плюрализм» и «культурная толерантность». С начала XVIII века, по мнению ряда исследователей, начинается «широкомасштабная экспансия» ценностных установок, проникавших из Западной Европы, чему активно способствовали и идеология, и политика, проводимая российским государством [256, с. 89]. Процесс освоения европейских этических идеалов в России XVIH века шел постепенно. Основной целью деятельности Петра I в данной области была борьба со средневековым укладом жизни, не отвечавшим реалиям с. 314-346.]. 44 |
Западной Европы, чему активно способствовала и идеология, и политика, проводимая российским государством. В западной Европе к началу XVIII века сложилась весьма дифференцированная философско-этическая база, которая, получая распространение в России, оказала серьезное влияние на эволюцию идеала человека и целей воспитания во всех сложившихся к тому времени сословиях. Основной идеей служило утверждение о том, что божественная сила творца, единожды создавшая мир, не может вмешиваться в ход его дальнейшего развития. Само общество, сами люди определяют и осмысливают свое земное бытие. Эта просвещенческая идея, противоречившая православно-патриархальным установкам, обычно именовалась как «теория естественного права».1 Теория «естественного права» не являлась собственно целостной философской теорией. Ее общая идея отражалась во многих других теориях, созданных европейскими философами и политическими деятелями эпохи Просвещения. Важным является понимание тех новых ценностных установках, которые повлияли на смещение акцентов в представлениях об идеале человека в России. Одной из отправных точек для развития в русской общественнополитической, экономической и педагогической мысли идей в русле «естественного права» стали философские воззрения так называемых английских материалистов XVII века. Томас Гоббс (1588-1679) отверг основную идею христианства о наличии «врожденных» божественных идей и нравственного закона предначертанного свыше. В его понимании все 1 См.: Клибанов А И. К характеристике новых явлений в русской общественной мысли второй половины XVII начала XVIII в. История СССР, 1963, С. 87-88.; Русское православие: вехи истории. /Науч. ред. А. И. Клибанов М.: Политиздат, 1989 С. 231.; Коялович М О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. М.: Лучи Софии, 1997 688 с.; и др поборствуют и о внешнем учении. ...Такового же, тако рещи привиденного и мечтательного учения вкусивши, человецы глупейшим бывают от неученых. Ибо весьма темни суще, мнят ся быти совершенных и помышляя, что все что-либо знать мощно, познали... Се же вельми бедно, что именованные неосновательные мудрецы не токмо не полезны, но и вельми вредны суть и дружеству, и отечеству, и церкви, пред властьми надмеру смиряются, но лукаво, чтоб так украсть милость их и пролезть на степень честный...».1 Уже в первой четверти XVIII века в государственных документах шла речь о необходимости светского знания, а само это знание связывалось с полезностью человека для государства, для служения государю. О запрещении изучения иностранных языков речь уже не шла, напротив, это вменялось в обязанность всем дворянским детям. В 27 параграфе наставления «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти» даже утверждалось: «Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случиться..».2 Европейское знание становилось доступным широкому слою дворян, прежде всего молодому поколению. Осмысление новых процессов, происходивших в России, в частности, и с точки зрения изменений идеала человека совпадало по времени с самими 1См.: Полное собрание законов Российской империи, т. IV. № 3718. СПб., 1830 С. 314-146. 2 Ю ности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти. Санкт Пегербуг, лета 1717 56 с. |