Осмысление новых процессов, происходивших в России, в частности и с точки зрения изменений идеала человека совпадало по времени с самими петровскими реформами. Написанная и представленная императору Иваном Тихоновичем Посошковым (1652-1726) «Книга о скудости и богатстве», стоившая автору, после смерти Петра Великого, тюремного заключения и самой жизни, одна из первых попыток философско-социального освещения реформ. И.Т. Посошков высказывал мысль о распространении грамоты среди всех слоев населения, включая крепостных крестьян. Во всеобщей грамоте он видел справедливость, выражавшуюся в равных правах на интеллектуальное развитие всех людей. Просматривался новый идеал человека грамотного, более самостоятельного, способного использовать свои знания и противостоять злу и несправедливости. Ученый-историк, географ, этнограф, педагог, инженер, военный, автор «Истории российской», составитель первого русского энциклопедического словаря Василий Никитич Татищев (1686-1750) был знаком с трудами европейских просветителей. В его работах прослеживается явная связь с философскими произведениями английских, французских и немецких мыслителей. «Ум и воля хотя суть главнейшие свойства человека, ... но между ними весьма различное состояние: ум бо яко царь властвует, а воля влечет всякое хотение, из которого человеку всякие благополучия и беды приключаются; того ради нужно человеку прилежать, чтоб ум над волей властвовал, и сию яко лошадь служащую нашей пользе, а оный яко узду правящую употреблять» [226, с. 16]. В форме разговора двух приятелей, доступным любому читателю языком, В. Н. Татищев излагал свои взгляды, которые коррелируются с идеями и представлениями, встречающимися у многих европейских философов. По мнению В.Н. Татищева, в идеале, каждому человеку необходимы ум, почтение, любовь, дружба; понимание своей «удобнейшей приятности», смелость и способность самостоятельно мыслить и поступать; способность приобретать благо для себя, не нанося ущерба другим. По смыслу и содержанию такие представления об идеале 46 |
петровскими реформами. Написанная и представленная императору Иваном Тихоновичем Посошковым (1652-1726) «Книга о скудости и богатстве», стоившая автору после смерти Петра Великого тюремного заключения и самой жизни, одна из первых попыток философскосоциального освещения реформ. И. Т. Посошков высказывал мысль о распространении грамоты среди всех слоев населения, включая крепостных крестьян. Во всеобщей грамоте он видел справедливость, выражавшуюся в равных правах на интеллектуальное развитие всех людей. Считая, что грамотного крестьянина будет непросто обмануть, он видел в просвещенных служителях церкви настоящих народных учителей, рассуждал о том, что православная христианская мораль нуждается в надежном подкреплении разумом. Конечно, сочинение И. Т. Посошкова не было глубокомысленным философским трактатом. По форме, да и по содержанию оно во многом напоминало поучительные книги XVII века, и, тем не менее, здесь уже просматривался новый идеал человека, грамотного, более самостоятельного, способного использовать свои знания и противостоять злу и несправедливости. Ученый-историк, географ, этнограф, педагог, инженер, военный, автор «Истории российской», составитель первого русского энциклопедического словаря Василий Никитич Татищев (1686-1750) был знаком с трудами европейских просветителей. В его работах прослеживается явная связь с философскими произведениями английских, французских и немецких мыслителей. «Ум и воля хотя суть главнейшие свойства человека, ... но между ними весьма различное состояние: ум бо яко царь властвует, а воля влечет всякое хотение, из которого человеку всякие благополучия и беды приключаются; того ради нужно человеку прилежать, чтоб ум над волей властвовал, и сию яко лошадь служащую нашей пользе, а оный яко узду правящую употреблять».1В форме разговора двух приятелей, доступным любому читателю языком, В. Н. Татищев излагал свои взгляды, которые коррелируются с идеями и представлениями об идеале человека, встречающимися у многих европейских философов. По мнению В. Н. Татищева, в идеале, каждому человеку необходимы ум, почтение, любовь, дружба; понимание своей «удобнейшей приятности», смелость и способность самостоятельно мыслить и поступать; способность приобретать благо для себя, не нанося ущерба другим. По смыслу и содержанию, такие представления об идеале человека очень сходны с теми, что представлены во многих течениях европейской рационалистической философии конца XVII начала XVIII веков. Не менее новы и прогрессивны взгляды В. Н. Татищева на идеал человека шляхетского (служивого) дворянина, для которого служение отечеству и государю является нравственным долгом.2 Основной идеей по прежнему остается мысль о власти разума над эмоциями, но кроме того В. Н. Татищев обращал внимание на то, что государственный человек должен быть добр и терпелив по отношению к другим людям, даже к самым «маленьким», должен быть примерным семьянином и продолжателем своего рода, должен знать и уважать закон. В трудах В. Н. Татищева особенно важным представляется то, что за идеальным образом человека виден, прежде всего, сам человек, а не его должность. Автор уделяет большое внимание именно личностным качествам и тем нравственным ориентирам, которые образуют целостное жизненное кредо, которое должно проявляться и на службе и в быту. Для 1 Татищев В. Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училиш. М., 1887. С 16. 2 См.: Татищев В. Н. Духовная моему сыну. Журнал Министерства народного просвещения, 1886, № 4. С. 96-109. |