Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 53]

обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них.
Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием.
Новый ракурс в осмыслении идеала человека и целей воспитания задал русский просветитель, переводчик, поэт, профессор Московского университета Николай Никитич Поповский (1730-1760).
Помимо общих рассуждений о важности развития разума человека, работая над переводом книги Джона Локка «Мысли о воспитании», он затронул проблему адаптации европейских взглядов на воспитание и воспитательный идеал в других странах и для разных сословий.
По мнению Н.Н.
Поповского, идеи Дж.
Локка применимы в любой стране и для воспитания людей любого
сословия, но с некоторыми оговорками: «...
оставляя то, что с их обстоятельствами не сходно, прочее потребными отменами приноравливая к своему состоянию»
[188].
Большое внимание развитию в России представлений об идеале человека уделял известный писатель и поэт, пропагандист идей французского просветительства Ипполит Федорович Богданович (1743-1803).
Он трансформировал рационально-психологические представления французских просветителей о качественных характеристиках идеала человека в доступную для восприятия детей форму, дал своему труду название: «Таблица для детей, служащая к познанию главных добродетелей, их неправильного употребления, противодействующих им пороков и нужных правил к сохранению добродетелей»
[34].
Примечательна открытая И.
Ф, Богдановичем, полемика о воспитательном идеале в педагогической практике.
В качестве первого правила, которому следует следовать при обучении в Московском университете, им было предложено следующее: «Никто, не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может, и учитель, не показывающий
собою примеров честности, добродетели, непорочности нравов и благоразумия, больше вреда, нежели пользы приносит воспитываемым.
Почему он обязан подавать учащимся пример и
54
[стр. 122]

воспитания такого человека необходима, по его мнению, разносторонняя подготовка полноценное образование, а не обучение ремесленным навыкам.
Это значительно расширяло цель воспитания в новых образовательных учреждениях, создававшихся в России.
Огромный вклад в развитие представлений об идеале человека в середине XVIII века внес великий русский ученый Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765).
По его мнению, разум человека является богатством, данным от бога, и все способные к освоению знаний представители разных сословий должны иметь возможность для развития ума и овладения науками.
М.
В.
Ломоносов утверждал, что наука не терпит рабства, так как несет в себе свободу, и способный к обучению крепостной может получить вольную для приобретения образования.
Природные дарования человека М.
В.
Ломоносов разделял на душевные и телесные.
К душевным относил остроумие и память, сравнивая их с плодородной землей.
Он утверждал, что в России живет много одаренных людей и просвещение может стать тем фактором, который отразится на благочестивом нраве народа в целом, благотворно скажется на развитии империи.1 Новый ракурс в осмыслении идеала человека и целей воспитания задал русский просветитель, переводчик, поэт, профессор Московского университета Николай Никитич Поповский (1730-1760).
Помимо общих рассуждений о важности развития разума человека, работая над переводом книги Джона Локка «Мысли о воспитании», он затронул проблему адаптации европейских взглядов на воспитание и воспитательный идеал в других странах и для разных сословий.
По мнению Н.
Н.
Поповского, идеи Дж.
Локка применимы в любой стране и для воспитания людей любого
1См.: Ломоносов М.
В Избранные философские произведения.
М., 1950.
759 с.


[стр.,123]

сословия, но с некоторыми оговорками: « ...
оставляя то, что с их обстоятельствами не сходно, прочее потребными отменами приноравливая к своему состоянию».1
Большое внимание развитию в России представлений об идеале человека уделял известный писатель и поэт, пропагандист идей французского просветительства Ипполит Федорович Богданович (17431803).
Он трансформировал рационально-психологические представления французских просветителей о качественных характеристиках идеала человека в доступную для восприятия детей форму, дал своему труду название: «Таблица для детей, служащая к познанию главных добродетелей, их неправильного употребления, противодействующих им пороков и нужных правил к сохранению добродетелей».2
В этой работе отчетливо прослеживалась попытка диалектического рассмотрения различных качеств, присущих человеку, в их взаимодействии и борьбе, победа добра, которая возможна посредством воспитания и развития силы разума.
И.
Ф.
Богданович объединял, присущие человеку качества в антонимичные триады: благоверие легковерие неверие; любовь любовь безрассудная нечувствительность; благоразумие «глубокое благоразумие» (излишнее, гипертрофированное В.
Б.) легкомыслие; твердость добрых правил упрямство ветреность; и т.д.
Примечательна открытая И.
Ф.
Богдановичем, полемика о воспитательном идеале в педагогической практике.
В качестве первого правила, которому следует следовать при обучении в Московском университете, им было предложено следующее: «Никто, не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может, и учитель, не показывающий
1 См.: Поповский Н.
Н.
К читателю.: В кн.: Локк Дж.
О воспитании детей.
В 2-х томах.
Т.1.
М., 1759.
2См ; Богданович И, Ф Сочинения Т.
1., СПб., 1848.


[стр.,124]

собою примеров честности, добродетели, непорочности нравов и благоразумия, больше вреда, нежели пользы приносит воспитываемым.
Почему он обязан подавать учащимся пример и
вообще во всем учении должен быть снисходителен и ласков».1 Видный организатор народного просвещения, Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814), также возлагал на педагогов функцию живого нравственного примера.
Учителя, по его мнению, по званию своему обязаны «заступать место родителей».
При этом они должны быть наделены такими качествами, как благочестие, любовь, бодрость, терпение и прилежание.
В его рассуждениях об этих качествах заметно некоторое слияние европейских рациональных светских черт воспитательного идеала с православными.
В благочестии учитель должен сочетать светскую порядочность с почитанием бога и отказом от клятв, любовь учителя сочетание любви к ближнему с отеческим отношением к детям и «важным видом», присущим его положению, терпение учителя, также сочетание христианского терпения, вытекающего из отношения к ребенку как к ближнему своему, и профессионального терпения мастера, исполняющего многотрудную работу и т.д.4 Идеал человека с точки зрения И.
Ф.
Богдановича и Ф.
И.
Янковича де Мириево должен иметь реальное воплощение в конкретных людях: педагогах, занимающихся воспитанием и образованием детей и юношей.
Живой пример, живое воплощение идеала человека в воспитательной практике стало новым этапом в эволюции понимания воспитательного идеала в России.
Действительно, в утилитарных, материалистических, правда излишне психологизированных, представлениях об идеале человека 1 См.: Богданович И.
Ф.
О способе учения.
В кн.
Белявский М Т.
М.
В Ломоносов и основание Московского университета.
М., 1955.
Приложение.
2См.:ПолноесобраниезаконовРоссийской империи.№ 16421, СПб, 1830,-С.486

[Back]