Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 54]

В исследовании проблем «человек и природа», «человек и общество» Ломоносов опирался на принцип природосообразности, очевидно, также возводимый к идеям мыслителей европейского Просвещения.
Он считал, что воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка.
Отстаивая идею о значении природных способностей в развитии и формировании человека, он писал в «Кратком руководстве к красноречию»: «Что чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали» [138].
Много внимания М.В.
Ломоносов уделял практике, постановке опытов, практической значимости знаний.
Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я.
А.
Коменского.
Следует отметить, что впервые в русской педагогике М.В.
Ломоносов выступил сторонником синтеза классического, естественно-научного и реального образования.
Следуя традициям европейского гуманизма, Ломоносов считал, что человек должен быть счастливым.
В понятие «счастье» он вкладывал особый смысл, подразумевая под ним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служить на благо отечества.
«Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить».
Осознание счастья приходит к человеку через трудности и лишения: «Ежели бы небо благословило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать» [139].
Самое большое счастье Ломоносов находил в занятиях наукой: «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость, утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник» [Цит.
ист.].
М.В.
Ломоносов утверждал, что наука не терпит рабства, так как несет в себе свободу и способный к обучению крепостной может получить вольную для приобретения образования.

Ломоносов утверждал, что при 53
[стр. 122]

воспитания такого человека необходима, по его мнению, разносторонняя подготовка полноценное образование, а не обучение ремесленным навыкам.
Это значительно расширяло цель воспитания в новых образовательных учреждениях, создававшихся в России.
Огромный вклад в развитие представлений об идеале человека в середине XVIII века внес великий русский ученый Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765).
По его мнению, разум человека является богатством, данным от бога, и все способные к освоению знаний представители разных сословий должны иметь возможность для развития ума и овладения науками.
М.
В.
Ломоносов утверждал, что наука не терпит рабства, так как несет в себе свободу, и способный к обучению крепостной может получить вольную для приобретения образования.

Природные дарования человека М.
В.
Ломоносов разделял на душевные и телесные.
К душевным относил остроумие и память, сравнивая их с плодородной землей.
Он утверждал, что в России живет много одаренных людей и просвещение может стать тем фактором, который отразится на благочестивом нраве народа в целом, благотворно скажется на развитии империи.1 Новый ракурс в осмыслении идеала человека и целей воспитания задал русский просветитель, переводчик, поэт, профессор Московского университета Николай Никитич Поповский (1730-1760).
Помимо общих рассуждений о важности развития разума человека, работая над переводом книги Джона Локка «Мысли о воспитании», он затронул проблему адаптации европейских взглядов на воспитание и воспитательный идеал в других странах и для разных сословий.
По мнению Н.
Н.
Поповского, идеи Дж.
Локка применимы в любой стране и для воспитания людей любого 1См.: Ломоносов М.
В Избранные философские произведения.
М., 1950.
759 с.

[Back]