вообще во всем учении должен быть снисходителен и ласков» [33]. Известный русский просветитель-педагог, либерал, организатор и практик воспитания Иван Иванович Бецкой (1704-1795) так же широко использовал основные европейские философско-педагогические идеи своего времени. Взгляды И.И. Бецкого восходили к тем европейским философскопедагогическим концепциям, которые рассматривали воспитание как важное средство общественной репродукции и развития. Мысли о воспитании «новой породы людей» вели к созданию системы воспитания и образования в закрытых учебных заведениях, вне развращающего влияния «подлой» социальной среды и даже семьи. И.И Бецкой, следуя, прежде всего, за французскими мыслителями, утверждал: «...просвещенный науками разум не делает еще доброго прямого гражданина. Но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях и твердо оные в сердце его не вкоренены; а небрежением того и ежедневными дурными примерами привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию» [22]. И.И. Бецкой предполагал, что наиболее одаренные дети будут полезнее государству и императору, если окончат университет, а менее одаренные — овладев каким-либо «грубым ремеслом». И те, и другие, по его мнению, будут счастливы сами, реализовав то, что даровано им богом [225]. Таким образом, И.И. Бецкой был сторонником получения высшего образования наиболее способными для этого студентами, независимо от их социального происхождения. В последней трети XVIII века труды русских просветителей, посвященные проблемам идеала человека и целей воспитания, стали носить более близкий к научному характер. От наставлений, уставов и поучений российские мыслители-педагоги стали постепенно переходить к рассуждениям, объясняющим истоки их подходов. Весьма интересны как по форме, так и по содержанию работы Екатерины Романовны Дашковой (17431810). В своей статье «О смысле слова воспитания» она затронула 55 |
как в европейских, так и в отечественных этических учениях, он стал как бы более реалистичным, конкретизированным. Вследствие чего в философскопедагогической мысли начал вырабатываться иной подход к его описанию и применению в воспитательной практике, основанный на том, что необходим живой носитель этого идеала, наглядный нравственный пример для ребенка, в роли которого стал выступать педагог. Известный русский просветитель-педагог, либерал, изучивший подробно всю европейскую философско-педагогическую теорию своего времени, организатор и практик воспитания, Иван Иванович Бецкой (17041795) также уделял большое внимание проблеме воспитательного идеала и цели воспитания. Идеи И. И. Бецкого восходили к тем европейским философскопедагогическим концепциям, которые рассматривали воспитание как важное средство общественной репродукции и развития. Мысли о воспитании «новой породы людей» вели к созданию системы воспитания и образования в закрытых учебных заведениях, вне развращающего влияния «подлой» социальной среды и даже семьи. И. И Бецкой, следуя, прежде всего, за французскими мыслителями, утверждал: «...просвещенный науками разум не делает еще доброго прямого гражданина. Но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях и твердо оные в сердце его не вкоренены; а небрежением того и ежедневными дурными примерами привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию».1 Характеризуя присущие идеалу благородной девицы черты, занимаясь проблемами воспитания в первых российских женских учебных заведениях, Бецкой И. И Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. .СПб, 1766. С. 24. И. И. Бецкой писал: «Повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, чистое, к добру склонное и праводушное сердце, а напоследок благородным особам приличная скромность и великодушие, и одним словом удаление от всего того, что гордостию и самолюбием назваться может».1 Почти военная лаконичность и точность, уставная форма изложения выдают в И. И. Бецком приверженца установок и рекомендаций по воспитанию Дж. Локка, а учебные заведения, организованные благодаря усилиям русского просветителя, напоминали закрытые учебные заведения Англии. В последней трети XVHI века труды русских просветителей, посвященные проблемам идеала человека и целей воспитания, стали носить характер, более близкий к научному. От наставлений, уставов и поучений российские мыслители-педагоги стали постепенно переходить к рассуждениям, объясняющим истоки их подходов. Весьма интересны как по форме, так и по содержанию работы Екатерины Романовны Дашковой (1743-1810). В своей статье «О смысле слова воспитания» она затронула исторический аспект развития представлений о воспитательном идеале на Руси и в России. С ее точки зрения, православно-патриархальный подход имел узкую, ограниченную цель воспитать человека в повиновении царю, церкви и в твердости данному слову, что позволяло говорить о том, что такое воспитание вообще воспитанием называться не может.2 С другой стороны, в «естественном» воспитании также имеются свои недостатки. Обучение иностранному языку под руководством зачастую невежественных французов, лишенное определенной познавательной цели. ! См.: Планы и уставы генерального поручика Бецкого Ш ляхетного сухопутного кадетского корпуса. СПб., 1766,32 с. 2 См.: Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание». Собеседник любителей российского слова, ч. 2. СПб., 1783, С. 12-28. Петербургский воспитательные дома были созданы на основе идей английских просветителей, стремившихся реализовать идею природного равенства людей. В воспитательные дома на полный пансион принимались дети всех сословий и любого пола. В процессе обучения в этих домах педагогам предлагалось выявлять их природные склонности и дарования воспитанников и в зависимости от них учить наукам или ремеслам. Этот подход отражал уже новый взгляд на человека, его место в обществе и цели воспитания. И. И. Бецкой предполагал, что наиболее одаренные дети будут полезнее государству и императору, если окончат университет, а менее одаренные, овладев каким-либо «грубым ремеслом». И те, и другие, по его мнению, будут счастливы сами, реализовав то, что даровано им богом.1 В Воспитательных домах, в отличие от низших училищ, были запрещены телесные наказания. Идея уважения к личности любого человека в те годы для России не могла не казаться слишком либеральной. В период разгара восстания под предводительством Емельяна Пугачева, И. И. Бецкой не раз слышал в свой адрес обвинения. В целом, идея создания таких воспитательных домов для народа была отвергнута. В России сложилась система образования, точно соответствовавшая сословному делению общества. Цели воспитания во всех учебных заведениях соответствовали сословным идеалам человека. Новый светский подход фактически был реализован только в привилегированных дворянских учебных заведениях, во всех прочих в XVIII веке произошли незначительные изменения. 1C-м.: Сычев-Михайлов М. В Из истории русской школы и педагогики XVIII века. Генеральный план Императорского воспитательного дома. М., АПН РСФСР, 1960 С. 179207. |