Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 56]

исторический аспект развития представлений о воспитательном идеале на Руси и в России [70].
С ее точки зрения православно-патриархальный подход имел узкую, ограниченную цель —воспитать человека в повиновении царю, церкви и в твердости данному слову, что позволяло говорить о том, что такое воспитание вообще воспитанием называться не может.
С другой стороны, в «естественном» воспитании так же имеются свои недостатки.
Обучение иностранному языку, под руководством зачастую невежественных французов, лишенное определенной познавательной цели,
сводилось в практике к бесполезному изучению французской болтовни, которая не добавляет человеку ни ума, на свободы.
Погоня за внешними сторонами воспитания свелась к примитивному подражанию иностранцам,
что Е.Р.
Дашкова оценивала безусловно негативно.
Видный деятель эпохи российского Просвещения, вольнодумец и демократ Николай Иванович Новиков (1744-1818), впервые в России употребивший термин «педагогика», предпринял попытку обоснования цели воспитания.
Раздел «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», вошедший в ставшую популярной в те годы работу «О воспитании и наставлении детей» полностью посвящен этой проблеме
[157].
Польза государству и человеку представлялась Н.
И.
Новикову основой для рассуждений о цели воспитания, он усматривал неразрывную связь этих составляющих, обосновывая это тем, что все усилия педагогов и родителей бессмысленны, если не удастся «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».
Кроме того, автор писал, что без устойчивой нравственно-религиозной основы в душе человек предается либо порокам, либо «дурачествам», значит одна из основных задач воспитания —воспитание в человеке нравственных начал.
Несчастен и
бесполезен для общества человек больной и слабый, значит вторая задача физическое воспитание ребенка.
Третья, не менее важная задача, вытекающая из общей цели воспитания, по Н.И.
Новикову — умственное развитие человека, в соответствии с его способностями и принадлежностью к определенному
56
[стр. 126]

И.
И.
Бецкой писал: «Повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, чистое, к добру склонное и праводушное сердце, а напоследок благородным особам приличная скромность и великодушие, и одним словом удаление от всего того, что гордостию и самолюбием назваться может».1 Почти военная лаконичность и точность, уставная форма изложения выдают в И.
И.
Бецком приверженца установок и рекомендаций по воспитанию Дж.
Локка, а учебные заведения, организованные благодаря усилиям русского просветителя, напоминали закрытые учебные заведения Англии.
В последней трети XVHI века труды русских просветителей, посвященные проблемам идеала человека и целей воспитания, стали носить характер, более близкий к научному.
От наставлений, уставов и поучений российские мыслители-педагоги стали постепенно переходить к рассуждениям, объясняющим истоки их подходов.
Весьма интересны как по форме, так и по содержанию работы Екатерины Романовны Дашковой (1743-1810).
В своей статье «О смысле слова воспитания» она затронула исторический аспект развития представлений о воспитательном идеале на Руси и в России.
С ее точки зрения, православно-патриархальный подход имел узкую, ограниченную цель воспитать человека в повиновении царю, церкви и в твердости данному слову, что позволяло говорить о том, что такое воспитание вообще воспитанием называться не может.2 С другой стороны, в «естественном» воспитании также имеются свои недостатки.
Обучение иностранному языку под руководством зачастую невежественных французов, лишенное определенной познавательной цели.

! См.: Планы и уставы генерального поручика Бецкого Ш ляхетного сухопутного кадетского корпуса.
СПб., 1766,32 с.
2 См.: Дашкова Е.
Р.
О смысле слова «воспитание».
Собеседник любителей российского слова, ч.
2.
СПб., 1783, С.
12-28.


[стр.,127]

сводилось в практике к бесполезному изучению французской болтовни, которая не добавляет человеку ни ума, на свободы.
Е.
Р.
Дашкова писала о моде на «благородство», которая заключается во включении в устную русскую речь исковерканных французских слов.
Автор обращал внимание современников на то, что в патриархальной Руси никто не стеснялся быть русским, чего нельзя сказать о многих молодых людях конца XVIII века.
Погоня за внешними сторонами воспитания свелась к примитивному подражанию иностранцам.

Е.
Р.
Дашкова писала о том, что отсутствие реального примера воспитанного человека перед глазами детей сводит на нет любую, даже самую благородную цель воспитания.
Видный деятель эпохи российского Просвещения, вольнодумец и демократ Николай Иванович Новиков (1744-1818), впервые в России употребивший термин «педагогика», предпринял попытку обоснования цели воспитания.
Раздел «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», вошедший в ставшую популярной в те годы работу «О воспитании и наставлении детей», полностью посвящен этой проблеме.'
Польза государству и человеку представлялась Н.
И.
Новикову основой для рассуждений о цели воспитания, он усматривал неразрывную связь этих составляющих, обосновывая это тем, что все усилия педагогов и родителей бессмысленны, если не удастся «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».
Кроме того, автор писал, что без устойчивой нравственно-религиозной основы в душе человек предается либо порокам, либо «дурачествам», значит одна из основных задач воспитания воспитание в человеке нравственных начал.
Несчастен и
1См.: НовиковНИ.
О воствгганиии наставлениидетей.-Прибавление кМосковским ведомостям, 1783,№№2,6.9.12.15,18,21.24,28,34,82-94

[стр.,128]

бесполезен для общества человек больной и слабый, значит вторая задача физическое воспитание ребенка.
Третья, не менее важная задача, вытекающая из общей цели воспитания, по Н.
И.
Новикову умственное развитие человека, в соответствии с его способностями и принадлежностью к определенному
«гражданскому классу».
Важный аспект цели воспитания, затрагивавшийся Н.
И.
Новиковым в его педагогических трудах, национальный характер воспитания.
Единая цель воспитания не должна мешать проявлению любви к родному языку и «малому отечеству».
Россия сформировалась как многонациональное государство, и российские просветители в целом пришли к выводу, что национальная специфика изначального семейного воспитания не должна мешать и не мешает воспитанию преданного гражданина страны в целом.
Более того, ими был заложен фундамент для деятельности тех представителей русской интеллигенции, которые в XIX веке затратили не мало усилий, помогая малым народам России в обретении своей национальной письменности и культуры в целом.
Проблеме цели воспитания и нравственного воспитательного идеала уделил большое внимание и известный профессор Московского университета, профессиональный педагог, Павел Афанасьевич Сохатский (1766-1809).
Его взгляды на эти проблемы были отражены в речи «Слово о главной цели воспитания».
1 П.
А.
Сохатский обратил внимание на то, с какой быстротой пристает к ребенку все дурное, исходящее от окружения, и сколь редко встречается окружение благоприятное для развития добрых нравов.
Долг, который принимает на себя педагог, по его мнению, безмерно тяжел, так как ему 1 См.: Сохатский П.
А Слово о главной цели воспитания.
Сборник речей императорского Общества истории ндревностей российских.
М., 1793, С.
1-20.

[Back]