постепенного перехода от общего начального образования к специальному. Школа была поделена на две «ступени»: «русскую школу» и «цифирную школу». В «русской школе» закладывался необходимый базис общего образования. В течение 3-4 лет изучались основы грамматики и арифметики. В«цифирной школе» преподавались такие предметы, как геометрия, тригонометрия, навигация, геодезия, география'и астрономия: Общий срок обучения составлял примерно 10*лет. Численность учащихся в разные годы колебалась от 200 до 500 человек. В этот же период многие учащиеся направлялись на практику в Англию и Голландию, где они приобретали необходимые практические навыки и овладевали'иностранными языками. О'возможном «заражении» молодых людей западными ересями вопрос уже не поднимался. Сподвижник Петра Великого Феофан Прокопович, демонстрируя новое видение целей образования, писал об этом так: «Дурно многие говорят, что учение виновное \ есть ересей, ибо кроме древних от гордого глупства, а не от учениябесновавшихся; еретиков... И если посмотрим чрез, истории, аки' чрез зрительные трубки; на мимошедшие веки, увидим все худшее в темных, нежели В' светлых учением временах» [209, с, 149-156]. Таким образом закладывалась традиция отправлять молодых людей в Европу для завершения образования. Итак, традиционный православный идеал человека и соответствующие цели воспитания юношества практически игнорировались в новых петровских учебных заведениях. Педагогические подходы «школы учения книжного» оказались, не совместимы с профессиональным обучением, требовавшим,научного объяснения явлений и исследовательских элементов в обучении. Подготовленные в школах нового типа специалисты, находясь на государственной службе, отличались от прочих сограждан и образом жизни, и образом мысли, и моральными установками. Окружение императора всячески старалось подражать европейцам. Культивировалась сдержанная религиозность, способность рассуждать на «светские темы», общение на 58 |
этом весьма хорошо оснащенной учебными пособиями и имевшей даже собственную обсерваторию. Создатели Школы математических и навигацких наук Л. Ф. Магницкий (1669-1739) и А. Д. Фарварсон (ум. в 1739) преднамеренно исключили из учебного плана любые религиозные дисциплины, не преподавался даже закон божий. Такое игнорирование религии в обучении укрепляло в воспитанниках стремление к светским ценностям и новому идеалу человека. При составлении общего учебного плана организаторы исходили из идеи постепенного перехода от общего начального образования к специальному. Школа была поделена на две «ступени»: «русскую школу» и «цифирную школу». В «русской школе» закладывался необходимый базис общего образования. В течение 3-4 лет изучались основы грамматики и арифметики. В «цифирной школе» преподавались такие предметы, как геометрия, тригонометрия, навигация, геодезия, география и астрономия. Общий срок обучения составлял примерно 10 лет. Численность учащихся в разные годы колебалась от 200 до 500 человек. Многие учащиеся направлялись на практику в Англию и Голландию, где они приобретали необходимые практические навыки и овладевали иностранными языками. О возможном «заражении» молодых людей западными ересями вопрос уже не поднимался. Сподвижник Петра Великого Феофан Прокопович, демонстрируя новое видение целей образования, писал об этом так: «Дурно многие говорят, что учение виновное есть ересей, ибо кроме древних от гордого глупства, а не от учения бесновавшихся еретиков... И если посмотрим чрез истории, аки чрез зрительные трубки, на мимошедшие веки, увидим все худшее в темных, нежели в светлых учением временах».1 Таким образом закладывалась традиция отправлять молодых людей в Европу для завершения образования. Владение иностранными языками постепенно стал распространяться и в среде дворянского сословия. Несколько изменилось в лучшую сторону отношение к разночинцам, получившим специальное образование, что позже нашло отражение в Табели о рангах. Традиционный православный идеал человека и соответствующие цели воспитания юношества практически игнорировались в новых петровских учебных заведениях, что отражало те притеснения, которые испытывала русская православная церковь со стороны российского государства. Фактически духовенство было не вхоже в новые учебные заведения. Педагогические подходы «школы учения книжного» оказались не совместимы с профессиональным обучением, требовавшим научного объяснения явлений и исследовательских элементов в обучении. Подготовленные в школах нового типа специалисты, находясь на государственной службе, отличались от прочих сограждан и образом жизни, и образом мысли, и моральными установками. Окружение императора всячески старалось подражать европейцам. Культивировалась сдержанная религиозность, способность рассуждать на «светские темы», общение на иностранных языках, мода на европейский костюм и манеры, чтение иностранных книг, строительство особняков в европейском стиле, курение и т.д. Светскость и светский образ жизни приобретали конкретные внешние черты, за которыми все более явно представлялся и новый идеал человека, и система его воспитания. Конечно, только внешних, материальных признаков для 1 См.: Самарин Ю Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Сочинения. М., 1880, т.5, С. 1 4 9 156. |