Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 59]

иностранных языках, мода на европейский костюм и манеры, чтение иностранных книг, строительство особняков в.европейском стиле, курение и т.д.
Светскость и светский образ жизни приобретали конкретные внешние черты, за которыми все более явно представлялся и новый идеал человека, и система его воспитания.

Именно для тех, кто должен был посвятить себя государственной службе, для воспитания людей нового типа, создавалась система образования в молодой Российской империи.
Динамика создания таких государственных специальных учебных заведений была необычайно
высока: в 1701 году были учреждены Школа математических и навигацких наук, о которой уже говорилось выше, Инженерно-артиллерийская школа,, московская' «разноязыкая» школа.
школа переводчиков; в 1704 была открыта школа переводчиков В'Петербурге;.в 1707 году военно-медицинская школа; в 1712 году—Инженерная школа для дворянских детей; в 1714 году издается указ об учреждении цифирных школ в городах для1детей
низших сословий.и чинов повсеместно; в 1719 году открылись Инженерная и Артиллерийская школы в Петербурге,, адмиралтейскиешколы для детей нижних морских чинов, сходные по статусу и содержанию-образования с городскими цифирными.
В соответствии с новым «Духовным регламентом», с целью поддержания уровня образования духовенства с 1721 года была создана сеть архиерейских школ и духовных семинарий.

В первой трети XVIII века в Российской империи сложилась своеобразная система образования, мало похожая на те, которые существовали в Европе.
В: большинстве европейских стран реальные школы и университеты развивались на основе представлений об идеале человека
сложившихся в эпоху Возрождения.
Общий ход становления и развития образования в Европе был постепенен и отчетливо вписывался в логику экономического и социального развития.
В России этот процесс происходил как бы наоборот.
Этап развития классических учебных заведений наступил значительно позже.
По указам Петра
I сначала создавались специальные 59
[стр. 136]

нежели в светлых учением временах».1 Таким образом закладывалась традиция отправлять молодых людей в Европу для завершения образования.
Владение иностранными языками постепенно стал распространяться и в среде дворянского сословия.
Несколько изменилось в лучшую сторону отношение к разночинцам, получившим специальное образование, что позже нашло отражение в Табели о рангах.
Традиционный православный идеал человека и соответствующие цели воспитания юношества практически игнорировались в новых петровских учебных заведениях, что отражало те притеснения, которые испытывала русская православная церковь со стороны российского государства.
Фактически духовенство было не вхоже в новые учебные заведения.
Педагогические подходы «школы учения книжного» оказались не совместимы с профессиональным обучением, требовавшим научного объяснения явлений и исследовательских элементов в обучении.
Подготовленные в школах нового типа специалисты, находясь на государственной службе, отличались от прочих сограждан и образом жизни, и образом мысли, и моральными установками.
Окружение императора всячески старалось подражать европейцам.
Культивировалась сдержанная религиозность, способность рассуждать на «светские темы», общение на иностранных языках, мода на европейский костюм и манеры, чтение иностранных книг, строительство особняков в европейском стиле, курение и т.д.
Светскость и светский образ жизни приобретали конкретные внешние черты, за которыми все более явно представлялся и новый идеал человека, и система его воспитания.

Конечно, только внешних, материальных признаков для 1 См.: Самарин Ю Ф.
Стефан Яворский и Феофан Прокопович.
Сочинения.
М., 1880, т.5, С.
1 4 9 156.


[стр.,137]

воспитательного идеала было недостаточно, так как речь все же шла о новом духовном идеале, имевшем уже другое этическое содержание.
В «дворянской империи» таким идеалом становился человек, служащий своему отечеству, преисполненный государственных интересов, ставящий эти интересы на первый план.
По-видимому, если говорить об идеале, сам Петр Алексеевич стал примером носителем этого образа.
Именно о нем в течение столетий в народе ходили различные легенды: о его плотницком и кузнечном мастерстве, о его мореходном и бомбардирском талантах, о его справедливости, смелости, находчивости и государственном уме.
Образ Петра I, конечно, был неоднозначен как в народных преданиях, так и в воспоминаниях очевидцев тех лет.
Одни принимали его новшества за чудачества, другие считали еретиком, предавшим святую Русь, третьи замечали лишь притеснения народа со стороны его сподвижников, но, как бы то ни было в России появился слой людей, наделенных и богатством, и властью, для которых российский царь стал олицетворением нового духовного идеала воина и строителя могучего государства Российской империи.
Именно для тех, кто должен был посвятить себя государственной службе, для воспитания людей нового типа, создавалась система образования в молодой Российской империи.
Динамика создания таких государственных специальных учебных заведений была необычайно
быстра: в 1701 году были учреждены Школа математических и навигацких наук, о которой уже говорилось выше, Инженерно-артиллерийская школа, московская «разноязыкая» школа школа переводчиков; в 1704 была открыта школа переводчиков в Петербурге; в 1707 году военномедицинская школа; в 1712 году Инженерная школа для дворянских детей; в 1714 году издается указ об учреждении цифирных школ в городах для

[стр.,138]

детей низших сословий и чинов повсеместно; в 1719 году открылись Инженерная и Артиллерийская школы в Петербурге, адмиралтейские школы для детей нижних морских чинов, сходные по статусу и содержанию образования с городскими цифирными.
В соответствии с новым «Духовным регламентом», с целью поддержания уровня образования духовенства, с 1721 года была создана сеть архиерейских школ и духовных семинарий.

Школы петровской эпохи исследователи нередко называют учебными заведениями реального типа.
Это не совсем точно, так как наличие реальной школы подразумевает существование в противоположность ей классической школы, которая появляется в России значительно позже.
В первой трети XVIII века в Российской империи сложилась своеобразная система образования, мало похожая на те, которые существовали в Европе.
В большинстве европейских стран реальные школы и университеты развивались на основе представлений об идеале человека,
который сложился в эпоху Возрождения.
Общий ход становления и развития образования в Европе был постепенен и отчетливо вписывался в логику экономического и социального развития.
В России этот процесс происходил как бы наоборот.
Этап развития классических учебных заведений наступил значительно позже.
По указам Петра
1 сначала создавались специальные учебные заведения с очевидным общеобразовательным уклоном, пользуясь более поздней терминологией.
В 1725 году в России уже начала свою работу Академия наук в Петербурге, но не было традиционных европейских гимназий.
Русская школа совершила как бы скачек от православной, фактически, давно не отвечавшей требованиям времени школы «учения книжного», к специальной государственной школе, характерной для Европы периода Нового времени.

[Back]