Жесткая внешнеполитическая обстановка, в которой находилась Россия в начале XVIII столетия, не позволяла тратить достаточное количество времени на продумывание и организацию слаженной и самобытной системы образования. Практически все типы новых учебных заведений, формы их организации и методы работы были заимствованы в Западной Европе. Петровская империя использовала людские ресурсы наряду с корабельным лесом, пенькой, металлом. Образование оказалось плотно интегрировано в экономику, стало одним из средств развития государства. Влияние европейской философско-педагогической мысли на процесс эволюции воспитательного идеала в России очевиден. При этом нельзя не обратить внимание на ряд особенностей. В XVIII веке практически не развивались атеистические взгляды; православная религия, напротив, находила свое место в содержании идеала человека фактически у всех русских просветителей. Другая особенность заключается в том, что европейское просвещение ориентировалось на новое —«третье сословие», а в России речь шла, прежде всего, о воспитании детей «благородного» сословия, воспитанию выходцев из среднего купечества, из мещан, из крестьян уделялось крайне слабое внимание. Влияние европейских педагогических идей состояло в признании необходимости секуляризации образования, пересмотра устаревшего содержания и организации обучения, создания новых типов учебных заведений. В то же время в основу одних педагогических проектов была положена «теория естественного права», а универсальным критерием совокупности человеческих отношений являлся принцип «разумного эгоизма». Это полностью противоречило господствовавшей в то время церковной идеологии, объявлявшей главным критерием человеческого существования его отношение к Богу. Другие проекты основывались на православных идеях, христианской морали как основе воспитания, значительно расширяя при этом содержание обучения, изменяя соотношение 69 |
приходится исправлять то, что уже испорчено. Это возможно только в том случае, если педагог в совершенстве владеет науками, имеет хороший вкус и манеры, честен и порядочен настолько, что может стать ярким примером для подражания ребенку. Идеал человека и основная цель воспитания, по мнению П. А. Сохатского, это человек самостоятельный и деятельный, способный приносить как личное, так и общее благо. Наиболее радикальных, революционных взглядов на идеал человека и цель воспитания придерживался Александр Николаевич Радищев (17491802). Его представления о благородстве, готовности к самопожертвованию, благонамерении и благонравии не совпадали с общепринятыми траю-овками. Он был противником слепой покорности властям, его идеал стремился к «законам естества народоправления».1 Его революционные педагогические идеи воспитания борца с деспотизмом и рабством во многом созвучны европейским источникам. Такое понимание воспитательного идеала заняло свое место в ряду других представлений о нем и впоследствии было широко использовано революционными демократами. Влияние европейской философско-педагогической мысли на процесс эволюции воспитательного идеала в России очевиден. При этом нельзя не обратить внимание на ряд особенностей. В XVIII веке практически не развивались атеистические взгляды, православная религия, напротив, находила свое место в содержании идеала человека фактически у всех русских просветителей. Другая особенность заключается в том, что европейское просвещение ориентировалось на новое «третье сословие», а в России речь шла, прежде всего, о воспитании детей «благородного» 'С м : Радищев А Н Беседа о том, что есть сын Отечества -Поли. Собр. соч. т 1 , М.-Л.. 1938.С . 4 4 5 6 . Идеал светского человека был абсолютно новым для российской жизни. Его становление и укоренение не предварялось длительными спорами философов, политиков и педагогов, долгими прениями сторонников и противников. Новый идеал насаждался царскими указами. При этом чаще всего регламентировались лишь внешние признаки нового человека: отсутствие бороды, европейский костюм, владение иностранным языком и т.п. Новому представлению о человеке предстоял нелегкий путь проникновения в российскую жизнь, в общественное сознание, что и происходило постепенно на протяжении всего XVIII столетия. В российской философской и педагогической мысли того времени отражались идеи просветителей Европы, которые, синтезируясь в сознании русских мыслителей с идеями традиционными для России, формировали весьма своеобразные представления об идеале человека, которые и легли в основу целей воспитания и образования во второй и в последней третях XVIII века. Жесткая внешнеполитическая обстановка, в которой находилась Россия в начале XVIII столетия, не позволяла тратить достаточное количество времени на продумывание и организацию слаженной и самобытной системы образования. Практически все типы новых учебных заведений, формы их организации и методы работы были заимствованы в Западной Европе. Петровская империя использовала людские ресурсы наряду с корабельным лесом, пенькой, металлом. Образование оказалось плотно интегрировано в экономику, стало одним из средств развития государства. Более широкие образовательные проекты не устраивали Петра. Так, например, весьма разумные и перспективные планы Ф. С. Салтыкова (ум. 1715), отраженные в его «Пропозициях», представленные царю на |