образования, как свобода человека, его самостоятельность и независимость от религии и власти, жизненная активность и инициатива, стремление к преобразованию общества. В-четвертых, осознание внутреннего единства образования и научного познания, при этом последнее понимается как форма творчества и одно из жизненных «удовольствий». В-пятых, признание динамичности идеала человека, изменчивости под воздействием объективных исторических факторов, а следовательно, признание относительности цели образования и возможности ее определения исходя из реальных условий жизни общества. В этих взглядах нашли отражение прежде всего материальные интересыевропейского «третьего сословия». Человек, его духовные и жизненные ценности, смысл бытия заняли ведущее место в-новой, светской философии. Материальные, а значит низменные, с точки зрения христианства, устремления нуждались в оправдании насамом высоком философском уровне, потребовалось создание новой светской морали, в которой человек, как венец творения находится выше всего. Ему отводилась роль преобразователя природы и общества, вершителя* судеб, создавался образ свободной:Исамостоятельной личности, способной сделать мир вокруг себя справедливым. Переустройство мира как смысл и цель жизни человека Нового времени требовали от него быть свободным, критически мыслящим, самостоятельным и готовым к борьбе за права. Просвещение постепенно стало рассматриваться в качестве важнейшего средства изменения сознания человека Нового времени в Европе. Именно воспитание и образование стали считаться кратчайшим путем воплощения в жизнь философских идей. Скептицизм относительно тезы, что образованием детей возможно добиться любых перемен в общественной жизни, в эпоху Просвещения существенно ослабел. Увлечение науками и искусствами, политикой, атеистическими учениями, рост интереса к светскому знанию и деятельности, стали для европейцев отражением потребностей жизни. 72 |
у данного слоя не ассоциировалось ничего, кроме унижения и бедности своих предков, становился модой. Изменения в ценностных ориентациях представителей различных сословий и слоев российского населения ложились в основу эволюции соответствующих идеалов человека в российском обществе XIX века Процесс появления различных ценностных систем и представлений об идеале человека был явлением динамичным, быстро приведшим к духовной разобщенности как по сословным, так и по религиозным, и национальным признакам. Учитывая, что развитие многих отличавшихся друг от друга представлений о духовных ценностях, материальных интересах и соответствующих идеалах человека, отразилось во многих литературных источниках той эпохи, анализ которых позволяет сегодня дать более или менее достоверную характеристику процесса развития целей воспитания в России, проследить за предпринимавшимися попытками объединить русское общество. Либерализм и свободомыслие, начавшие проникать из Европы в XV11I веке, представлялись российским самодержцам и духовенству немалой угрозой, являясь следствием и как бы обратной стороной утверждения светского образования. Материальные интересы европейского «третьего сословия» нашли отражение в духовной сфере в форме различных этических учений, которые рассматривались выше. Человек, его духовные и жизненные ценности, смысл бытия заняли ведущее место в новой, светской философии. Материальные, а значит низменные, с точки зрения христианства, устремления нуждались в оправдании на самом высоком философском уровне, потребовалось создание новой светской морали, в которой человек, как венец творения находится выше всего. Ему отводилась роль преобразователя природы и общества, вершителя судеб, создавался образ свободной и самостоятельной личности, способной сделать мир вокруг себя справедливым Просвещение постепенно стало рассматриваться в качестве важнейшего средства изменения сознания человека Нового времени в Европе. Именно воспитание и образование стали считаться кратчайшим путем воплощения в жизнь философских идей. Скептицизм относительно тезы, что образованием детей возможно добиться любых перемен в общественной жизни, существенно ослабевал. Увлечение науками и искусствами, политикой, атеистическими учениями, рост интереса к светскому знанию и деятельности стало для европейцев отражением потребностей жизни. Переустройство мира как смысл и цель жизни человека Нового времени требовали от него быть свободным, критически мыслящим, самостоятельным и готовым к борьбе за права. Для России стабильность и стремление к неизменности уклада жизни в кругах власть предержащих всегда оставались ведущими идеями, несмотря ни на какие европейские тенденции. Потрясения, вызванные французской революцией и континентальной войной, развязанной Бонапартом, порождали страх перед нововведениями, заимствованными из Европы. Распространение в дворянской среде масонства, различных тайных обществ, заговор декабристов вызывали естественное недоверие царского окружения даже к самому близкому и по крови, и по положению сословию дворянству. К началу XIX века среди части верхушки российского общества стало развиваться стремление к серьезным социальным реформам. Русский просветитель Яков Павлович Козельский (1728-1794), уделивший в своих работах много внимания проблеме человеческого идеала |