Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 81]

Российское крестьянство до начала XIX века составляло три четверти населения страны.
Примерно половина крестьян являлись «государственными», то есть находились под управлением государственных ведомств, остальные крестьяне были крепостными, являясь собственностью помещиков.
Фактически в России осуществлялась свободная торговля, по выражению А.
И.
Герцена, «крещеной собственностью».
Лишь в начале XIX века Александр I впервые пытался воспрепятствовать практике «работорговли», но реально было запрещено лишь публиковать в газетах объявления о покупке или продаже людей.
Царь, считавший себя просвещенным монархом европейского типа, старался продемонстрировать свой либерализм и близость российского просвещенного общества к европейскому идеалу человека, но сословные, прежде всего материальные, интересы дворянства в то время преобладали.
Крепостное право было отменено
под воздействием экономических факторов, сложившихся в России лишь во второй половине XIX века, в период царствования Александра II.
Российскую деревню той эпохи принято называть патриархальной,
и это не случайно.
Просвещение в европейском понимании этого слова очень мало коснулось ее в
XVIII веке.
В XIX столетии, под влиянием тенденций на сохранение православной общинности сельского уклада, ни образование, ни новые экономические тенденции не проникали в деревенскую жизнь.
Бунты и смута шестидесятых годов, прокатившиеся по сельскохозяйственным районам России результат включения в новые экономические отношения
людей, психологически не готовых к этому процессу.
Несамостоятельность в ведении хозяйства и в жизни в целом, как следствие традиционного
вынужденно небрежного отношения к собственному хозяйству, на которое не оставалось сил после барщины характерная черта для деревенского человека в России XIX века.
Патриархальные представления о природе и обществе в сочетании с православными верованиями и убеждениями воспринимались многими современниками как дикость и слабоумие, хотя это являлось
закономерным результатом многовековой замкнутости, 81
[стр. 161]

Городское население России составляло особый социальный слой мещанство, сознание которого, в свою очередь, находилось в стадии формирования.
В этой среде складывались свои взгляды на жизненные ценности.
Ремесленники, торговцы, рабочие, чиновники и другие представители мещанства образовали в XIX веке своеобразную социальную среду.
На формирование мещанства влиял и процесс миграции крестьянства из сел в города, и переход в эту социальную группу разорившихся выходцев привилегированных сословий.
В среде мещанства сформировался свой, весьма неоднозначный идеал человека.
Разночинцы 30-х годов и, возникшая несколько позже русская интеллигенция, в основном состояли именно из мещан.
Российское крестьянство до начала XIX века составляло три четверти населения страны.
Примерно половина крестьян являлись «государственными», то есть находились под управлением государственных ведомств, остальные крестьяне были крепостными, являясь собственностью помещиков.
Фактически, в России осуществлялась свободная торговля, по выражению А.
И.
Герцена, «крещеной собственностью».
Лишь в начале XIX века Александр I впервые пытался воспрепятствовать практике «работорговли», но реально было запрещено лишь публиковать в газетах объявления о покупке или продаже людей.
Царь, считавший себя просвещенным монархом европейского типа, старался продемонстрировать свой либерализм и близость российского просвещенного общества к европейскому идеалу человека, но сословные, прежде всего материальные, интересы дворянства в то время преобладали.
Крепостное право было отменено
только под воздействием экономических факторов, сложившихся в России лишь во второй половине XIX века, в период царствования Александра II.


[стр.,162]

Российскую деревню той эпохи принято называть патриархальной не случайно.
Просвещение в европейском понимании этого слова очень мало коснулось ее в
ХУШ веке.
Бунты и смута шестидесятых годов, прокатившиеся по сельскохозяйственным районам России, результат включения в новые экономические отношения
неготовых к этому людей.
Несамостоятельность в ведении хозяйства и в жизни в целом, как следствие традиционно
небрежного отношения к собственному хозяйству, характерная черта для деревенского человека в России XIX века.
Патриархальные представления о природе и обществе в сочетании с православными верованиями и убеждениями воспринимались многими современниками как дикость и слабоумие, хотя это являлось
скорее закономерным результатом многовековой замкнутости, отрезанности от мировой культуры.
Александр I пытался делать некоторые либеральные шаги, направленные в сторону просвещения крестьянства.
В частности, 1806 году им был подписан указ, разрешавший помещикам назначать сельских учителей из числа крепостных.1В европейской части России такая практика прижилась, но качество преподавания было очень низким, а школы, как правило, столь бедны, что каких-либо значимых результатов данное нововведение не дало.
Россия в XIX веке совершила стремительный экономический скачок в государственном развитии.
Уже к концу XVIII века она стала занимать заметное место среди мировых держав, предпринимая военные походы по территориям европейских государств.
Победа в войне с Наполеоном, которая по многим признакам являлась если не мировой, то, во всяком 1 См : О разрешении помещикам назначать крепостных учителями в приходские училища, находящиеся в их имениях.
-Р Г И А , ф.733, оп.
86, д.
№ 132.
—JI.
1 3.

[Back]