отрезанности от мировой культуры. Россия в XIX веке совершила стремительный экономический скачок в государственном развитии. Уже к концу XVIII века она стала занимать заметное место среди мировых держав, предпринимая военные походы по территориям европейских государств. Победа в войне с Наполеоном принесла Российской империи славу и уважение со стороны всех стран, а заодно позволила ей выполнять «полицейскую» миссию на востоке Европы в течение всего XIX века, укрепить свое влияние в южных и восточных землях. Экономические процессы, происходившие в России XIX века были аналогичны тем буржуазным преобразованиям, которые претерпевали уклады европейских стран в XVI1-XV1II вв. Мануфактурное производство постепенно заменялось крупным промышленным, которому были необходимы свободные рабочие руки. В России, в среде городского населения, во второй половине XIX века стала формироваться прослойка промышленных рабочих, в основном выходцев из деревни. Либерализм и свободомыслие, начавшие проникать из Европы в XVIII веке и захватившие умы «третьего сословия» и, во многом, дворянства представлялись российским самодержцам и духовенству немалой угрозой, являясь следствием и «обратной стороной» утверждения светского образования. Для властей России стабильность и стремление к неизменности уклада жизни в кругах власть предержащих всегда оставались ведущими идеями, которые не могли поколебать ни экспансия европейских идей, ни даже европейское (по крови) происхождение российских государей XIX в. Потрясения, вызванные французской революцией и континентальной войной, развязанной Бонапартом, порождали страх перед нововведениями, заимствованными из Европы. Распространение в дворянской среде масонства, различных тайных обществ, заговор декабристов вызывали естественное недоверие царского окружения даже к самому близкому и по крови и по положению сословию —дворянству. Сохранение древних традиций и православия в воспитании 8 2 |
Российскую деревню той эпохи принято называть патриархальной не случайно. Просвещение в европейском понимании этого слова очень мало коснулось ее в ХУШ веке. Бунты и смута шестидесятых годов, прокатившиеся по сельскохозяйственным районам России, результат включения в новые экономические отношения неготовых к этому людей. Несамостоятельность в ведении хозяйства и в жизни в целом, как следствие традиционно небрежного отношения к собственному хозяйству, характерная черта для деревенского человека в России XIX века. Патриархальные представления о природе и обществе в сочетании с православными верованиями и убеждениями воспринимались многими современниками как дикость и слабоумие, хотя это являлось скорее закономерным результатом многовековой замкнутости, отрезанности от мировой культуры. Александр I пытался делать некоторые либеральные шаги, направленные в сторону просвещения крестьянства. В частности, 1806 году им был подписан указ, разрешавший помещикам назначать сельских учителей из числа крепостных.1В европейской части России такая практика прижилась, но качество преподавания было очень низким, а школы, как правило, столь бедны, что каких-либо значимых результатов данное нововведение не дало. Россия в XIX веке совершила стремительный экономический скачок в государственном развитии. Уже к концу XVIII века она стала занимать заметное место среди мировых держав, предпринимая военные походы по территориям европейских государств. Победа в войне с Наполеоном, которая по многим признакам являлась если не мировой, то, во всяком 1 См : О разрешении помещикам назначать крепостных учителями в приходские училища, находящиеся в их имениях. -Р Г И А , ф.733, оп. 86, д. № 132. —JI. 1 3. случае, континентальной, принесла Российской империи славу и уважение со стороны всех стран, позволила ей выполнять «полицейскую» миссию на востоке Европы в течение всего XIX века, укрепить свое влияние на юге и на востоке. Экономические процессы, происходившие в России XIX века, были аналогичны тем буржуазным преобразованиям, которые претерпевали уклады европейских стран в XVII XVIII веках. Мануфактурное производство постепенно заменялось крупным промышленным, которому были необходимы свободные рабочие руки. В России в среде городского населения уже во второй половине XIX века стала формироваться прослойка промышленных рабочих, в основном выходцев из деревни. Происходили серьезные изменения и в других сословиях. Дворянство, столь могущественное и просвещенное, до этого времени занимавшее все ключевые позиции, на рубеже XVIII XIX веков, стало утрачивать свое значение. С одной стороны, оно вытеснялось богатым купечеством, которое, благодаря своей материальной мощи и находившемуся в процессе формирования новому буржуазному миропониманию, получило возможность давать лучшее образование своим детям, приобщаться к культуре, выходить на международный рынок, оказывать влияние на процессы организации местного самоуправления. С другой стороны, мещане, получавшие университетское образование и, одновременно удостоенные дворянского звания, занимали все большее место в системе управления государством. Разночинцев не ограничивали родовые связи и традиции семейного воспитания. В своих представлениях об идеале человека они все более тяготели к европейским представлениям о нем. Атеизм, как отказ от «русской рутины» и патриархальности, с которой образ свободной и самостоятельной личности, способной сделать мир вокруг себя справедливым Просвещение постепенно стало рассматриваться в качестве важнейшего средства изменения сознания человека Нового времени в Европе. Именно воспитание и образование стали считаться кратчайшим путем воплощения в жизнь философских идей. Скептицизм относительно тезы, что образованием детей возможно добиться любых перемен в общественной жизни, существенно ослабевал. Увлечение науками и искусствами, политикой, атеистическими учениями, рост интереса к светскому знанию и деятельности стало для европейцев отражением потребностей жизни. Переустройство мира как смысл и цель жизни человека Нового времени требовали от него быть свободным, критически мыслящим, самостоятельным и готовым к борьбе за права. Для России стабильность и стремление к неизменности уклада жизни в кругах власть предержащих всегда оставались ведущими идеями, несмотря ни на какие европейские тенденции. Потрясения, вызванные французской революцией и континентальной войной, развязанной Бонапартом, порождали страх перед нововведениями, заимствованными из Европы. Распространение в дворянской среде масонства, различных тайных обществ, заговор декабристов вызывали естественное недоверие царского окружения даже к самому близкому и по крови, и по положению сословию дворянству. К началу XIX века среди части верхушки российского общества стало развиваться стремление к серьезным социальным реформам. Русский просветитель Яков Павлович Козельский (1728-1794), уделивший в своих работах много внимания проблеме человеческого идеала |