запретил производство служащих в эти чины без предоставления свидетельств об окончании университета или без сдачи специальных экзаменов. Чиновникам вменялось в обязанность держать испытания по русскому языку и одному из иностранных, знать право, государственную экономию, уголовные законы, историю Отечества и всеобщую историю, статистику России, географию, математику и физику. Теперь всякий претендент на чин коллежского асессора должен был или обучаться в университете, или успешно сдать экзамен. Таким образом, была законодательно закреплена необходимость светского высшего образования для государственных служащих. Пообедай над Наполеоном и принятие Россией роли охранительницы монархического порядка в Европе, бунт декабристов и его подавление, наконец, смена государя, все это привело к концу 1820-х гг. к осознанию опасности, которую несет для устоявшегося порядка правления и жизнеустройства в России распространение западных философских, этических и педагогических идей. В связи с этим царствование императора Николая I ознаменовалось поворотом к национальным ценностям образования, призванным противостоять западному влиянию. В 1832 г. С.С. Уваров был назначен товарищем, т.е. заместителем, министра народного просвещения А. С. Шишкова, а в 1838 г. стал министром. В 1833 г. С.С. Уваров изложил основные положения своей образовательной концепции в поданной на имя императора Николая I «Записке» [75, с. 8-14]. Ученыйисторик и опытный практик в области образования, С.С. Уваров выстроил свою концепцию организации образования. Знаменитая триада — «Православие, самодержавие и народность», как главные ценности отечественного просвещения имела весьма четкое и точное обоснование. С.С. Уваров осознавал отсталость России от других европейских держав и считал самодержавие наиболее выгодным для сложившейся обстановки типом государственного управления. О православии С.С. Уваров писал как о проверенной и традиционной основе русского нравственного самосознания, 88 |
министром. В 1833 г. С. С. Уваров изложил основные положения своей образовательной концепции в поданной на имя императора Николая 1 «Записке».1 Ученый-историк и опытный практик в области образования, С. С. Уваров выстроил свою концепцию организации образования, отталкиваясь от целей воспитания, определявшимся идеалом человека. Знаменитая триада «Православие, самодержавие и народность», как главные ценности отечественного просвещения, имела весьма четкое и точное обоснование. С. С. Уваров осознавал отсталость России от других европейских держав и считал самодержавие наиболее выгодным для сложившейся обстановки типом государственного управления. О православии С. С. Уваров писал как о проверенной и традиционной основе русского нравственного самосознания, подчеркивал его сплачивающую силу. Народность олицетворяла национальное единство, основанное на сложившихся традициях, языке и культуре в целом. За уваровской триадой стояла целая философия, объединяющая в цели воспитания нравственные, идеологические и культурные начала. Долгие годы С. С. Уваров считался «реакционером», создавшим консервативную образовательную парадигму в угоду самодержавию, крепостничеству и русской церкви. Сегодня имеет смысл иначе взглянуть на подходы этого российского министра народного просвещения. Возможно, что именно ему впервые удалось сформулировать и воплотить в практике единую нравственную, идеологическую и этнокультурную педагогическую доктрину, вбиравшую в себя важнейшие государственные, моральные и культурные ценности нации на определенном этапе развития России. Такая воспитательная цель, по мнению С. С. Уварова, создавала 1 См: Десятилетие Министерства народного просвещения. (1833-1843).. СПб., Б.и., 1864 С . 8.14, |