подчеркивал его сплачивающую силу. Народность олицетворяла национальное единство, основанное на сложившихся традициях, языке и культуре в целом. За уваровской триадой стояла целая философия, объединяющая в цели воспитания нравственные, идеологические и культурные начала. В советский период С.С. Уваров считался «реакционером», создавшим консервативную образовательную парадигму в угоду самодержавию, крепостничеству и русской церкви. Сегодня имеет смысл иначе взглянуть на подходы этого российского министранародного просвещения. Возможно, что именно ему впервые удалось сформулировать и воплотить в практике единую нравственную, идеологическую и этнокультурную педагогическую доктрину, вбиравшую в себя важнейшие государственные, моральные и культурные ценности нации на определенном этапе развития России. Такая воспитательная цель, по мнению С.С. Уварова, создавала предпосылки сближения с европейской цивилизацией. Другие страны, исходяиз своей специфики территориального сообщества так же имели иимеют свои идеологические и этнокультурные особенности, знание и-понимание которых не мешает им быть равноправными представителями европейской общности. Образ православного россиянина, проникнутого любовьюк русскому народу и испытывающего искренние верноподданические чувства стал ведущим ориентиром для чиновников ведомства образования, но не стал и не мог стать идеалом для просвещения, изначально ориентированного на западноевропейские, вненациональные ценности свободы и материального благополучия. Этот образ, как и сама «уваровская» триада органически не соответствовали духу развивающегося в России высшего образования и были им изначально отторгнуты. Более того, столь прямая и прагматическая позиция, столь явный курс правительства на воспитание «удобного гражданина», внес серьезный раскол в русскую философско-педагогическую мысль, побудил к поиску других идеалов. Русские мыслители 30-40-х годов XIX столетия, взгляды которых 89 |
верноподданические чувства и законопослушание стали для данного периода важнейшими качествами, которые надлежало воспитывать. Для разработки действенной воспитательной идеологии в сфере российского образования Николай I привлек опытных государственных чиновников: Александра Семеновича Шишкова (1754-1841), сменившего А .Н . Голицына на посту министра просвещения, и графа Сергея Семеновича Уварова (1786-1855), видного ученого в области древнегреческой литературы и археологии, опытного администратора в сфере науки и просвещения, попечителя Санкт-Петербургского учебного округа и президента Российской Академии наук. В 1833 году С. С. Уваров изложил императору свое видение концепции государственной политики в области воспитания и народного просвещения. Знаменитая «уваровская» триада: «Православие, самодержавие и народность» стала краткой формулой системы ценностей человека той эпохи и руководством к действиям российского государства, направленным на совершенствование воспитания. Образ православного россиянина, проникнутого любовью к русскому народу и испытывающего искренние верноподданические чувства стал ведущим ориентиром для чиновников ведомства образования, но не стал идеалом для просвещения. Более того, столь прямая и прагматическая позиция, столь явный курс правительства на воспитание «удобного гражданина», внес серьезный раскол в русскую философскопедагогическую мысль, побудил к поиску других идеалов. Русские мыслители 30-40-х годов XIX столетия, взгляды которых оказали значительное влияние на умы просвещенных людей того времени, высказывали различные точки зрения по вопросам духовных ценностей и идеала человека в России. В истории обычно обозначают два основных министром. В 1833 г. С. С. Уваров изложил основные положения своей образовательной концепции в поданной на имя императора Николая 1 «Записке».1 Ученый-историк и опытный практик в области образования, С. С. Уваров выстроил свою концепцию организации образования, отталкиваясь от целей воспитания, определявшимся идеалом человека. Знаменитая триада «Православие, самодержавие и народность», как главные ценности отечественного просвещения, имела весьма четкое и точное обоснование. С. С. Уваров осознавал отсталость России от других европейских держав и считал самодержавие наиболее выгодным для сложившейся обстановки типом государственного управления. О православии С. С. Уваров писал как о проверенной и традиционной основе русского нравственного самосознания, подчеркивал его сплачивающую силу. Народность олицетворяла национальное единство, основанное на сложившихся традициях, языке и культуре в целом. За уваровской триадой стояла целая философия, объединяющая в цели воспитания нравственные, идеологические и культурные начала. Долгие годы С. С. Уваров считался «реакционером», создавшим консервативную образовательную парадигму в угоду самодержавию, крепостничеству и русской церкви. Сегодня имеет смысл иначе взглянуть на подходы этого российского министра народного просвещения. Возможно, что именно ему впервые удалось сформулировать и воплотить в практике единую нравственную, идеологическую и этнокультурную педагогическую доктрину, вбиравшую в себя важнейшие государственные, моральные и культурные ценности нации на определенном этапе развития России. Такая воспитательная цель, по мнению С. С. Уварова, создавала 1 См: Десятилетие Министерства народного просвещения. (1833-1843).. СПб., Б.и., 1864 С . 8.14, предпосылки сближения с европейской цивилизацией. Другие страны, исходя из своей специфики территориального сообщества, также имели и имеют свои идеологические и этнокультурные особенности, знание и понимание которых не мешает им быть равноправными представителями европейской общности. В сороковые пятидесятые годы XIX века Россия отличалась от других стран Европы темпами экономического развития и структурой традиционных форм хозяйствования, но тенденции к экономическому сближению были уже очевидны. Это подтверждалось и тем общепризнанным фактом, что после шестидесятых годов в России начался ускоренный рост производительных сил, соответствовавший основным тенденциям мирового экономического развития. Предложенная С. С. Уваровым идеология российского образования, побудила отечественных мыслителей к поиску новых путей развития просвещения в России в соответствии с характерным для интеллигенции сороковых годов XIX столетия разделением на два лагеря славянофилов и западников, о чем уже шла речь выше. Споры по данному вопросу не утихают и по сей день. Так, в современной российской педагогике отчетливо проявляются два лагеря: представители первого направления считают, что все нации на Земле выполнили свои функциональные задачи, из чего следует, что цель и ценности воспитания лежат, как и культура общества в целом, во вненациональной сфере, в сфере «общечеловеческих» это «космополитическая» концепция;1 другая точка зрения отрицает возможность существования «интернациональной культуры» и утверждает, 1 См.: Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., изд-во УРАО, 1988.280 с., Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., “Совершенство”, 1998248 с. ; и др. |