Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 92]

русской детской литературы и мышления российских педагогов.
Известный мыслитель XIX века А.И.
Герцен много думал о проблемах сближения абстрактного идеала человека с реальной, жизнью.
Будучи материалистом, А.И.
Герцен представлял ход истории как сочетание разумного осмысления человеком закономерностей в природе с неразумным, бессознательным, спонтанным развитием общества.
Он предполагал, что просвещенные люди должны, в конце концов, объединиться и направить общественное развитие в научно обоснованное русло, создать общество, лишенное антагонизмов.
В новом обществе
такая категория как счастье, например, не должна будет восприниматься как индивидуальная, а только как коллективная и всеобщая.
Возможно, поэтому социализм и система духовных ценностей такого общественного устройства казались А.И.
Герцену идеальными в принципе, но для России он видел иной путь развития.
Русская деревенская община представлялась ему зародышем новых социальных отношений, которому необходимо обеспечить нужный уровень интеллектуального развития, для того, что бы возглавить общественный прогресс.
А.И.
Герцен не был сторонником переворотов и революций, он писал: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем внутри»
[59, с.
590].
Внутренняя свобода, базирующаяся на научных знаниях, должна была стать основой мировоззрения человека будущего.

К середине XIX века повышенный интерес значительной части русских мыслителей к западным нравственно-этическим установкам в философской и педагогической мысли стал очевиден.
Профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855), во многих своих умозаключениях опираясь на идеи европейских философов XIX века, о которых шла речь выше, считал, что западный путь развития педагогической мысли является всемирно-историческим и единственно верным.

Т.Н.
Грановский считал патриархальные представления устаревшими и вредными, усугублявшими «внеисторическое» состояние русского народа, который как дитя нуждался в просвещенных и готовых к жизни в любых
92
[стр. 188]

деятельность как литературного критика оказывала влияние на развитие русской детской литературы и мышления российских педагогов.
Известный мыслитель XIX века А.
И.
Герцен много думал о проблемах сближения абстрактного идеала человека с реальной жизнью.
Будучи материалистом, А.
И.
Герцен представлял ход истории как сочетание разумного осмысления человеком закономерностей в природе с неразумным, бессознательным, спонтанным развитием общества.
Он предполагал, что просвещенные люди должны, в конце концов, объединиться и направить общественное развитие в научно обоснованное русло, создать общество, лишенное антагонизмов.
В новом обществе
категория счастье, например, не должна будет восприниматься в качестве индивидуальной ценности, а только как коллективная и всеобщая.
Возможно, поэтому социализм и система духовных ценностей такого общественного устройства казались А.
И.
Герцену идеальными в принципе, но для России он видел иной путь развития.
Русская деревенская община представлялась ему зародышем новых социальных отношений, которому необходимо обеспечить нужный уровень интеллектуального развития, для того, что бы возглавить общественный прогресс.
А.
И.
Герцен не был сторонником переворотов и революций, он писал: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем внутри
...».1 Внутренняя свобода, базирующаяся на научных знаниях, должна была стать основой мировоззрения человека будущего.
Дворянский просветитель Н.
В.
Станкевич приверженец этических учений об идеале человека немецких мыслителей Шеллинга, Фихте, Гегеля и др.
создал весьма романтическое представление о «самонаслаждении любви».
Считая любовь важнейшим человеческим чувством, он сводил все 1Герцен А.
И.
Собрание сочинений.
Т.
20, кн.
2., М., 1960 с.
590.


[стр.,189]

гуманистические и революционные идеи своего времени к христианским догматам о любви к ближнему, отрицал ненависть к злу, мечтал о воспитании человечества в целом и слиянии его в единое целое.
При этом Н.
В.
Станкевич горячо критиковал политические установки правительства, которые обнажали, по выражению Н.
А.
Добролюбова, «всю нелепость насильственной, натянутой добродетели, этого внутреннего лицемерия перед самим собою».1 К середине XIX века повышенный интерес значительной части русских мыслителей к западным нравственно-этическим установкам в философской и педагогической мысли стал очевиден.
Профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855) во многих своих умозаключениях, опираясь на идеи европейских философов XIX века, о которых шла речь выше, считал, что западный путь развития педагогической мысли является всемирно-историческим и единственно верным.

Он был сторонником представлений об идеале человека, который складывался из таких черт, как самостоятельность, стремление к свободе и независимости, филантропии.
Т.
Н.
Грановский считал патриархальные представления устаревшими и вредными, усугублявшими «внеисторическое» состояние русского народа, который как дитя нуждался в просвещенных и готовых к жизни в любых
условиях родителях.
Роль родителей он отводил прогрессивному, «европеизированному» русскому дворянству, считал, что подготовка таких европейски образованных людей является первейшей заботой государства.
При этом Т.
Н.
Грановский критически высказывался о нарождающемся западном прагматизме, ему представлялось, что передовой человек должен быть образован 1Добролюбов И.
А.
Собрание сочинений в девяти томах., Т.
2., М., 1965 ,с.
394.

[Back]