Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 93]

условиях родителях.
Роль родителей он отводил прогрессивному, «европеизированному» русскому дворянству, считал, что подготовка таких европейски образованных людей является первейшей заботой государства.
При этом Т.Н.
Грановский критически высказывался о нарождающемся западном прагматизме, ему представлялось, что передовой человек должен быть образован
разносторонне, чему в большей степени соответствовали идеи классического образования.
По мнению Т.Н.
Грановского, «державная мысль, которой граф Уваров был счастливым и искусным толкователем, ясно определила задачу русского просвещения, возвратив нас к коренным началам русской жизни...
Исключительное и вредное преобладание иноземных идей в деле воспитания уступило место системе, истекшей-из глубокого понимания русского народа и его потребностей., ...
наука в эти семнадцать лет стала независимее и самостоятельнее.
Каждому была указана цель его трудов, состоявшая в преподавании слушателям нужных им знаний в надлежащей полноте...
Безрассудно было бы восставать против явлений, в которых выражалась существенная потребность, но, удовлетворяя этой потребности, не следует терять из виду других, быть может, высших благ и целей воспитания.
Не единым хлебом сыт человек.
Решительный перевес положительных, применяемых к материальным сторонам жизни знаний над теми, которые развивают и поддерживают в сердцах юношества любовь к прекрасным, может быть, и неосуществимым идеалам добра и красоты, неминуемо приведут европейское общество к такой нравственной болезни, от которой нет другого лекарства, кроме смерти»
[63, с.
579].
Так, «западник» Т.Н.
Грановский весьма точно ставил проблему цели
образования, которая не должна состоять лишь из передачи знаний необходимых человеку для его трудовой деятельности, критикуя и российские и западные представления об этом и выдвигая свои предложения по усовершенствованию отечественного образования.
При всех стремлениях приблизиться к европейскому мировоззрению, 93
[стр. 189]

гуманистические и революционные идеи своего времени к христианским догматам о любви к ближнему, отрицал ненависть к злу, мечтал о воспитании человечества в целом и слиянии его в единое целое.
При этом Н.
В.
Станкевич горячо критиковал политические установки правительства, которые обнажали, по выражению Н.
А.
Добролюбова, «всю нелепость насильственной, натянутой добродетели, этого внутреннего лицемерия перед самим собою».1 К середине XIX века повышенный интерес значительной части русских мыслителей к западным нравственно-этическим установкам в философской и педагогической мысли стал очевиден.
Профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855) во многих своих умозаключениях, опираясь на идеи европейских философов XIX века, о которых шла речь выше, считал, что западный путь развития педагогической мысли является всемирно-историческим и единственно верным.
Он был сторонником представлений об идеале человека, который складывался из таких черт, как самостоятельность, стремление к свободе и независимости, филантропии.
Т.
Н.
Грановский считал патриархальные представления устаревшими и вредными, усугублявшими «внеисторическое» состояние русского народа, который как дитя нуждался в просвещенных и готовых к жизни в любых условиях родителях.
Роль родителей он отводил прогрессивному, «европеизированному» русскому дворянству, считал, что подготовка таких европейски образованных людей является первейшей заботой государства.
При этом Т.
Н.
Грановский критически высказывался о нарождающемся западном прагматизме, ему представлялось, что передовой человек должен быть образован
1Добролюбов И.
А.
Собрание сочинений в девяти томах., Т.
2., М., 1965 ,с.
394.


[стр.,190]

разносторонне, чему в большей степени соответствовали идеи классического образования.
По мнению Т.
Н.
Грановского, « ...
державная мысль, которой граф Уваров был счастливым и искусным толкователем, ясно определила задачу русского просвещения, возвратив нас к коренным началам русской жизни...
Исключительное и вредное преобладание иноземных идей в деле воспитания уступило место системе, истекшей из глубокого понимания русского народа и его потребностей., ...
наука в эти семнадцать лет стала независимее и самостоятельнее.
Каждому была указана цель его трудов, состоявшая в преподавании слушателям нужных им знаний в надлежащей полноте ...
Безрассудно было бы восставать против явлений, в которых выражалась существенная потребность, но, удовлетворяя этой потребности, не следует терять из виду других, быть может, высших благ и целей воспитания.
Не единым хлебом сыт человек.
Решительный перевес положительных, применяемых к материальным сторонам жизни знаний над теми, которые развивают и поддерживают в сердцах юношества любовь к прекрасным, может быть, и неосуществимым идеалам добра и красоты, неминуемо приведут европейское общество к такой нравственной болезни, от которой нет другого лекарства, кроме смерти».1
Так, «западник» Т.
Н.
Грановский весьма точно ставил проблему цели
воспитания, которая не должна состоять лишь из передачи знаний, необходимых человеку для его трудовой деятельности, критикуя и российские и западные представления об этом и выдвигая свои предложения по усовершенствованию отечественного образования.
В первой половине XIX века представления об идеале человека, системе его духовных ценностей и цели воспитания в трактовках русских 1Грановский Т.
Н.
Сочинения.
Изд.
4-е, М., 1900.
С.
579.

[Back]