стремиться, не видели в противоречивости окружающей жизни богатства смыслов, поскольку она не укладывалась в более или менее простые теоретические схемы. Таким образом, налицо еще один путь опосредованного влияния европейских педагогических идей на российское педагогическое сознание: экспортировав свою модель высшего образования в Россию, Европа вместе с тем экспортировала и европейское теоретическое мышление, в которое «не вписывалась» российская реальность, отсюда — стремление изменить эту реальность в ту или иную сторону, характерную и для западников, и для славянофилов, и для целого ряда последующих течений российской педагогической и общественной мысли. В сороковые — пятидесятые годы XIX века Россия отличалась от других стран Европы темпами экономического развития и структурой традиционных форм хозяйствования, но тенденции к экономическому сближению были уже очевидны. Это подтверждалось и тем общепризнанным фактом, что после шестидесятых годов в России начался ускоренный рост производительных сил, соответствовавший основным тенденциям мирового экономического развития. Эпоха Великих реформ 1860-х гг., поставившая Россию на путь модернизации, была рубежом не только в социально-экономической жизни России, но и оказала огромное влияние на многие стороны общественнокультурной жизни, социальный и духовный облик населения, способствовали углублению культурных интеграционных процессов, что приводило к расширению культурного пространства, изменению общественно-культурной среды, трансформации всей системы ценностей, сменой познавательных и мировоззренческих парадигм. Новые европейские идеи культуры «модернити», провозглашавшей приверженность рационализму и сциентизму, социальному равенству и личной свободе, индивидуализму и готовности человека к непрерывному самоизменению, потребность в правовых нормах и политических институтах, находили живой отклик в среде российской интеллигенции и прежде всего ее интеллектуального ядра. 97 |
предпосылки сближения с европейской цивилизацией. Другие страны, исходя из своей специфики территориального сообщества, также имели и имеют свои идеологические и этнокультурные особенности, знание и понимание которых не мешает им быть равноправными представителями европейской общности. В сороковые пятидесятые годы XIX века Россия отличалась от других стран Европы темпами экономического развития и структурой традиционных форм хозяйствования, но тенденции к экономическому сближению были уже очевидны. Это подтверждалось и тем общепризнанным фактом, что после шестидесятых годов в России начался ускоренный рост производительных сил, соответствовавший основным тенденциям мирового экономического развития. Предложенная С. С. Уваровым идеология российского образования, побудила отечественных мыслителей к поиску новых путей развития просвещения в России в соответствии с характерным для интеллигенции сороковых годов XIX столетия разделением на два лагеря славянофилов и западников, о чем уже шла речь выше. Споры по данному вопросу не утихают и по сей день. Так, в современной российской педагогике отчетливо проявляются два лагеря: представители первого направления считают, что все нации на Земле выполнили свои функциональные задачи, из чего следует, что цель и ценности воспитания лежат, как и культура общества в целом, во вненациональной сфере, в сфере «общечеловеческих» это «космополитическая» концепция;1 другая точка зрения отрицает возможность существования «интернациональной культуры» и утверждает, 1 См.: Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., изд-во УРАО, 1988.280 с., Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., “Совершенство”, 1998248 с. ; и др. |