Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 98]

Несмотря на свой противоречивый характер, российская модернизация объективно содействовала актуализации творческих начал личности и распространению культурных новаций, особенно в сфере просвещения, а также развитию новых форм коммуникаций и культурных связей.
Российская педагогика второй половины XIX в.
—одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли.
Деятели России не только освоили все формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики.
Ими разработаны и обоснованы гуманистический принцип воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.
В 1856 году, одним из первых, гуманистическое представление об.
идеале человека и системе его духовных ценностей предложил известный российский ученый, хирург Николай Иванович Пирогов (1810-1881).
Его статья «Вопросы жизни», посвященная проблемам общечеловеческого воспитания, вызвала бурную общественно-педагогическую дискуссию.
В ней Н.
И.
Пирогов обратил внимание на то, что русское воспитания
игнорирует интересы человека, который, в свою очередь, отвечает обществу тем же.
Причину такого положения вещей в практике Н.И.
Пирогов усматривал в неправильном понимании цели воспитания, ориентированной, в основном, на удовлетворение потребностей общества в людях-исполнителях.
Человек, по его мнению, должен быть носителем личностных качеств, а не умений, его служение родине не должно превращаться в подневольную службу, вся жизнь и деятельность человека должна быть сопряжена с удовлетворенным чувством собственного достоинства
[177].
В конце XIX начале XX века, вследствие многоукладное™ российской экономики, высоких темпов развития отдельных ее элементов, усилилось духовное разобщение народа.
Попытки реформировать традиционную систему образования ни к чему не приводили.
Все большее 98
[стр. 192]

и педагогической мысли, вызванных особенностями экономического и политического развития российского государства в этот период.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году вызвало волну негодования и у сторонников отмены крепостного права, и у противников, и у самих бывших крепостных.
Эта парадоксальная, казалось бы, ситуация на самом деле была закономерной.
Русское общество не было готово к тому, чтобы взять на себя груз ответственности и труда, необходимых для помощи крестьянству, обретшему юридическую самостоятельность.
Свобода и воля, о которой так долго мечтали прогрессивные люди в России, обернулись для самих крестьян тяжким бременем.
Отсутствие опыта самостоятельного хозяйствования, неграмотность, разобщенность, как и многие другие факторы, приводили крестьянские хозяйства в упадок.
В этот период стала очевидной необходимость коренного экономического переустройства российской деревни, поиска новых подходов к народному образованию.
Духовный идеал человека в России второй половины XIX века обрел новые черты.
Общественные потребности и устремления человека не разводились как некие противоположности, противоречащие друг другу, а напротив, осуществлялись попытки их сближения.
Эта направленность в философской, общественно-политической и религиозно философской мысли находила отражение и в русской педагогике.
В 1856 году одним из первых подобное представление об идеале человека и системе его духовных ценностей предложил известный российский ученый, хирург Николай Иванович Пирогов (1810-1881).
Его статья «Вопросы жизни», посвященная проблемам общечеловеческого воспитания, вызвала бурную общественно-педагогическую дискуссию.
В ней Н.
И.
Пирогов обратил внимание на то, что русское воспитания


[стр.,193]

игнорирует интересы человека, который, в свою очередь, отвечает обществу тем же.
Причину такого положения вещей в практике Н.
И.
Пирогов усматривал в неправильном понимании цели воспитания, ориентированной, в основном, на удовлетворение потребностей общества в людяхисполнителях.
Человек, по его мнению, должен быть носителем личностных качеств, а не умений, его служение родине не должно превращаться в подневольную службу, вся жизнь и деятельность человека должна быть сопряжена с удовлетворенным чувством собственного достоинства.1
В 1858 г.
была опубликована статья Н.
И.
Пирогова «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?».
В ней автор показал, что телесные наказания, как и любые другие, унижающие человеческое достоинство факторы, превращают ребенка в порочного раба, ожидающего случая и возможности для возмездия, Такой человек не ищет путей к реализации своих способностей, к общественному благу, а старается лишь избежать наказания.2 Одним из первых Н.
И.
Пирогов обратил внимание на проблему личности учителя.
Воспитать достойного человека может только человек, который сам обладает всеми качествами достойного человека, таков был основной тезис его статьи «Быть или казаться».
Впоследствии эта проблема стала одной из ключевых в педагогике.3 В несколько более критическом тоне, но вполне созвучно с Н.
И.
Пироговым, выступил яркий представитель революционнодемократического западничества Николай Александрович Добролюбов (1836-1861).
В его работах «О значении авторитета в воспитании», 1 См.: Пирогов Н.
И.
Вопросы жизни.
// Морской сборник.
№ 9, (т.
XXIII), СПб., 1856.
3 Там же.
■С.
186.
2 См.: Пирогов Н.
И Избранные педагогические сочинения.
М., 1953.
380 с.

[Back]