Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 99]

внимание стало уделяться проблемам реального образования, которое должно было готовить к практической деятельности.
В педагогической мысли отразились и глубокий духовный раскол, и разобщение общества.
Сословность утратила прежнюю значимость.
Российское общество все больше и больше обретало европейские буржуазные черты.
При этом, в России было огромное количество малоимущих и плохообразованных людей, не имевших собственных слоевых убеждений и системы нравственных ценностей.
Религиозные, нравственные и общественные идеалы были далеки от них, а идеи общественного переустройства, высказывавшиеся революционными демократами с конца XIX века, находили отклик в их сознании.
Одновременно к концу XIX в.
образование в России превращается в самостоятельную отрасль культуры, возрастают тенденции к независимости, автономии.
В то же время образование по-прежнему остается «зеркалом общества».
Контрасты и противоречия в социально-экономической жизни общества проявлялись и в теории и практике
образования.
Но и в промышленно развитых странах Европы педагогическая теория в конце XIX —начале XX веков представляла собой широкий спектр направлений, порой значительно отличавшихся друг от друга с точки зрения взглядов на цели воспитания.
«Новая школа», «социальная педагогика», «педагогика прагматизма», «теория свободного воспитания» и т.д.
— вот только некоторые из наиболее заметных направлений движения педагогической мысли в Европе
в данный период.
Недостаточно высокий уровень жизни большинства населения России, отсутствие глубоких правовых традиций —
все это способствовало углублению и обострению в России противоречий, общих для Европы того периода, и отражавшихся в педагогических воззрениях.
В России, как ни в какой другой стране мира, обсуждение различных аспектов воспитания не просто стало общественно-педагогической необходимостью, но и
оказалась смещенной из чисто педагогической сферы в сферу политическую [243].
99
[стр. 250]

Глава 4.
Новые идеалы человека и их влияние на развитие собственно педагогической теории и практики в России в начале XX века ^Общественные ценности, идеал человека и цели воспитания в теории и практике в России в период индустриального подъема в начале XX века К началу XX века в России произошли значительные экономические и социальные изменения, оказавшие влияние на развитие в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций и взглядов на цели воспитания.
На протяжении столетий российская держава расширила свои пределы и достигла грандиозных размеров.
Территория Российской империи занимала около 1/6 части земного шара.
Границы ее простирались с запада на восток от Вислы до Тихого океана, с севера на юг от Ледовитого океана до Памира.
Такая огромная территория не могла не отличаться разнообразием не только природных и климатических зон.
Для Российской империи начала XX века были характерны глубокие контрасты в экономических укладах, уровне жизни и образованности и т.д.
Высоко развитый промышленный центр уживался с экономической отсталостью окраин, многовековые культурные традиции западных губерний (польских, прибалтийских) с кочевым образом жизни народов Крайнего Севера, не имевших даже своей письменности.
Контрасты и противоречия в социально-экономической жизни общества проявлялись и в теории, и практике
воспитания, в том числе и в подходах к пониманию идеала человека и целей воспитания.
Но и в высоко промышленно развитых странах педагогическая теория в конце XIX начале XX веков представляла собой широкий спектр направлений, порой значительно отличавшихся друг от друга с точки зрения взглядов на цели

[стр.,251]

воспитания.
«Новая школа», «социальная педагогика», «педагогика прагматизма», «теория свободного воспитания» и т.д.
вот только некоторые из наиболее заметных направлений движения педагогической мысли в Европе
и США в данный период.1 Ситуация в России развивалась типично для стран, двигавшихся по пути укрупнения промышленного производства.
Умеренно либеральные этические взгляды буржуазного, «среднего класса», сочетались, с одной стороны, с радикальным ницшецианским идеалом «сверхчеловека», а с другой с идеалом «богочеловека» в православной философской мысли.
Европейская цивилизация стояла на пороге очередного серьезного кризиса, распространявшегося на самые различные аспекты человеческого бытия.
Вместе с тем для России были характерны и некоторые особенности развития.
Прежде всего, следует отметить, что динамика промышленного роста была существенно ниже по сравнению с той, которая наблюдалась в странах Западной Европы и США.
Дефицит денежных средств, низкие внешнеторговые обороты, слабое промышленное перевооружение, которое вело к широкому использованию низкоквалифицированного и малоэффективного ручного труда во многих отраслях были характерными явлениями для России.
Исторически оправданная задержка вступления России на «буржуазный» путь развития привела к тому, что к началу XX века новые социальные отношения практически не успели утвердиться, не 1 См.: Фария де-Васконеллос А Новая школа в Бельгии.
М., 1912.
195 с ; Наторп П.
Философия как основа педагогики.
М., 1910.
107 с.; Дьюи Д.
Ш кола и общество М., «Работник просвещения», 1923 46 с.; Вентцель К.
Н.
Теория свободного воспитания и идеальный детский сад.
П М., 1923.
84 с.
и др.


[стр.,252]

сформировались.
Этика предпринимательства, по-прежнему, базировалась на «купеческом слове», законы подменялись указаниями чиновничьей бюрократии, всячески культивировалось «право сильного» и т.п.
Важнейшей экономической особенностью России в этот период была многоукладность экономики, выражавшаяся в том, что внутри границ одного государства существовали и взаимодействовали практически все известные формы хозяйствования: первобытнообщинная у народов Крайнего Севера, натуральное хозяйство у народов Средней Азии и индустриальная в промышленном центре России.
Многоукладность экономики в сочетании со слабостью государственного управления, выражавшейся, прежде всего, в отсутствии реальных механизмов контроля за исполнением законов, территориальная, религиозная, языковая и национальная разобщенность населения, традиционная сословность приводили к тому, что дисперсия бытовых представлений об идеале человека была очень широка, и мнения относительно цели воспитания представителей различных групп населения стали различаться по содержанию, по степени осмысленности, по силе и характеру влияния на семейного воспитания по сравнению с XIX веком.
Недостаточно высокий уровень жизни большинства населения России, отсутствие глубоких правовых традиций
всё это способствовало углублению и обострению в России противоречий, общих для Европы того периода, и отражавшихся в педагогических воззрениях.
В России, как ни в какой другой стране мира, обсуждение различных аспектов воспитания не просто стало общественно-педагогической необходимостью, но и
оказалось смещённым из чисто педагогической сферы в сферу политическую.1 Точка 252 1 См.: Чарнолуский В.
Итоги общественной мысли в области образования.
СПб,1906,78 с

[Back]