ные способности это модификация основных черт и свойств характера человека: общительность, внимательность, наблюдательность, чуткость, справедливость, проницательность, остроумие, сдержанность [86]. Данные коммуникативные способности должны быть присущи и будущим медицинским работникам. Особое место среди коммуникативных качеств личности медицинского работника занимает такое качество, как эмпатия (греч. етраЛе1асопереживание), способствующее осуществлению и продолжению общения, а также координации действий. Данное качество важно, так как связано с умением понимать людей и их взаимоотношения, умением воспринимать «на лету» изменяющиеся чувства, поступки и мысли человека. Обстоятельный теоретико-методологический анализ, проведенный а настоящем параграфе, имеет большое значение для осмысления дальнейших вопросов исследования и построения системы исследовательских идей. В дальнейшем анализе остановимся на рассмотрении социальнокоммуникативной компетентности специалиста медицинского профиля как одного из основополагающих свойств для продуктивного осуществления социально-коммуникативной деятельности. 1.2. Проблема формирования социально-коммуникативной компетентности и ее освещение в психолого-педагогической литературе Методологический и теоретический уровень отечественной и зарубежной психологии и педагогики в значительной степени определяется тем, насколько обстоятельно, глубоко и объективно анализируются в ее рамках научные концепции крупных отечественных и зарубежных ученых, их мировоззренческие основы и собственно психолого-педагогическое содержание. В таком контексте представляется весьма целесообразным использовать современный методологический инструментарий для тщательного и 36 |
30 1.2 Проблема формирования готовности к общению и ее освещение в психолого-недагогической литературе Методологический и теоретический уровень отечественной и зарубежной психологии и педагогики в значительной степени определяется тем, насколько обстоятельно, глубоко и объективно анализируются в ее рамках научные концепции крупных отечественных и зарубежных ученых, их мировоззренческие основы и собственно психолого-педагогическое содержание. В таком контексте представляется весьма целесообразным использовать современный методологический инструментарий для тщательного и подлинно объективного анализа отечественного и зарубежного научного наследия. Интерес к психическим состояниям, в которых оказывался человек и которые во многом определяли его поведение, внешний вид, деятельность, появился в глубокой древности. Одним из первых упоминаний о специфическом состоянии «души» является упоминание о состоянии «нирваны» в древнеиндийской литературе задолго до появления и развития в эллинистической психологи (III II тысячелетия до нашей эры). В ней были представлены первые дефиниции и осуществлены первые попытки классификации психических состояний. В IV веке до н.э. Гераклитом был отмечен противоречивый характер определения понятия «состояние» и его содержательной трактовки. Гераклит полагал, что само слово «состояние» свидетельствует о постоянстве, устойчивости этого психического феномена. Однако в то же время он отмечал динамичность, процессуальный характер психического состояния и полагал, что «состояния души» могут переходить из одного качества в другое. В более поздний исторический период представители эллинистической науки разделились на два лагеря: детерминистов и индетерминистов. Первый Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит и др. считали, что психи 64 [6, 65, 126]. Общительность как важнейшая сторона характера, по мнению Б.Г, Ананьева «вырабатывается не столько в ходе общения, сколько в способе и направленности общения» [181]. Основываясь на исследовании, проведённом К.С. Усмановым [115], мы определяем следующие критерии общительности как профессионального качества: наличие интереса к людям (подчинённым, коллегам, начальникам); умение понимать чувства подчинённых и определять их во взаимоотношениях с другими; коммуникабельность и контактность; терпимость в общении. Наряду с этим выделяются такие профессионально значимые качества, как сдержанность, уравновешанность, доброжелательность, приветливость, уважительность. Г.И. Михалевская считает данные качества одним из компонентов структуры коммуникативных способностей [115]. В.Л. Дранков и A.B. Дранков также считают, что «общие коммуникативные способности это модификация основных черт и свойств характера человека: общительность, внимательность, наблюдательность, чуткость, справедливость, проницательность, остроумие, сдержанность» [54]. Данные коммуникативные способности удовлетворяют и государственного служащего. Профессиональная деятельность согласно B.C. Грехнёву [49] требует от государственного служащего терпения, упорства, последовательности, проницательности, сочетающейся с тактом и гибкостью, самодисциплины. Государственному служащему необходимы и особые нравственнопсихологические качества: незыблемая честь и гордость в выполнении своей миссии и т.д. На практике все вышеуказанные коммуникативные качества каждого государственного служащего проявляются по-разному, но для всех должно быть общее уважение к личности подчинённого. Особое место среди коммуникативных качеств личности занимает такое качество, как эмпатия (греч. empatheiaсопереживание), способст 65 вующее осуществлению и продолжению общения, а также координации действий, занимает центральное место в структуре личности государственного служащего. Данное качество важно, так как связано с умением понимать людей и их взаимоотношения, умением воспринимать «на лету» изменяющиеся чувства, поступки и мысли человека [65]. Успешность деятельности государственного служащего по нашему мнению зависит главным образом от его профессионального мастерства. Мастерство в любой деятельности является своеобразным качественным ориентиром, к которому надо стремиться. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.1 Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности личности и отдельно от личности не существует. Профессиональное мастерство можно рассматривать как свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую и практическую готовность применению знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности. Теоретическая и практическая готовность к творческому применению потенциала профессиональной деятельности отражает деятельностную состоятельность личности (государственного служащего) и в плане возможности воспользоваться имеющимися знаниями, и в плане возможностей реализации приобретенных умений и навыков в соответствии с возникающими ситуациями, применительно к складывающимся обстоятельствам, внося при этом собственное видение проблемы, собственные идеи и оригинальные способы их разрешения. 1См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание). |