примеру, премьер-министра отправили в отставку. Это тоже новость, поскольку это событие сказывается на жизни людей, в том числе и на моей. Вот и получается, что новость это то, что касается непосредственно реальной жизни. Если человек живет настоящей жизнью, если ему надо принимать решения и определяться, то его интересуют те события, которые действительно могут повлиять на его жизнь. Если он пребывает в духовном анабиозе, если его душа спит, то такой человек интересуется только теми событиями, которые не имеют к его жизни никакого отношения. Вспомните «пикейные жилеты» Ильфа и Петрова. Кстати, такие люди страсть как не любят чужие комментарии, потому что они мешают им предаваться любимому делу самозабвенному псевдопереживанию чьих-то страданий или достижений. Понятно, что если журналист делает материал для людей, живущих виртуальной жизнью, то главное само событие, его сенсационность. Для журналистов, которые работают ради людей с нормальной жизненной ориентацией, важно не просто сообщить о состоявшемся событии, но и предложить оптимальные способы его переживания, или преодоления, или осмысления. А для этого необходим хотя бы минимальный комментарий».1 Некоторые исследователи, например, В.Д. Пельт ставят «новость» в разряд жанров: «Определенный вид публицистики, обладающий только ему присущими основными устойчивыми признаками, качествами и свойствами, л и является конкретным жанром»." Другие авторы подмечают тот факт, что в практической журналистике термин новость равен понятию информационные жанры, так как им «отводится наибольшая часть газетной площади и времени в эфире. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином «новости».*23 '«Наше телевидение такое, какое есть, и другим быть не ^loжeт.».http://\vvvw.joumnlism.narod.nl/tv/inde.\.^un^l. 2 Пельт В.Д. Информация в газете. Учеб.-метод. пособие. М.: МГУ. 1980. С. 7. 3Грабельников. Работа журналиста в прессе. Учеб.-метод. пособие. М.:.РИП-холдннг, 2002. С. 216. 78 |
Исследователь отмечает ключевую роль события и характеризует его как перемену (что-то происходит быстро, конкретно, заметно и в ограниченный промежуток времени), Это «что-то», по мнению автора, меняется, а факт изменения и является новостью. Генеральный директор Института гуманитарных коммуникаций, президент Правозащитного фонда «Комиссия по свободе дост>’па к информации» Иосиф Дзялошииский в своем интервью, опубликованном в Интернете, признался, что ответить на вопрос, что такое новость, не так просто, и приводит следующие толкования; новость это то, что считает новостью заведующий отдело.м новостей, новость это образ события и чем событие страшнее, чем сенсационнее или чем больше у этого события, скажем, эротико-эмоциональных признаков, тем более значима сама новость. Затем он упомянул определение новостей Херста (если собака укусила человека это не новость; новость когда человек укусил собаку), Ш прингера и других выдающихся организаторов медиа-империй, которые прекрасно понимали, на каких новостях можно делать деньги. По мнению И. Дзялошинского сегодня российская пресса позаимствовала на Западе эти представления и дополнила их исконно русской привязанностью к начальству: новость это то, что говорит и делает руководство страны, области, города. Но в итоге он высказал свой взгляд на понимание этого понятия: «Мое понимание новостей принципиально иное. На мой взгляд, любой нормальный человек подчеркиваю, нормальный воспринимает новость как образ новой ситуации, по отношению к которой он должен занять какую-то позицию или принять какое-то решение. Скажем, обвалился мост это новость, так как мне по нему надо завтра ехать. Или, к примеру, премьер-министра отправили в отставку. Это тоже новость, поскольку это событие сказывается на жизни людей, в том числе и на моей. Вот и получается, что новость это то, что касается непосредственно реальной жизни. Если человек живет настоящей жизнью, если ему надо принимать решения и определяться, то его интересуют те события, которые 112 действительно могут повлиять на его жизнь. Если он пребывает в духовном анабиозе, если его душа спит, то такой человек интересуется только теми событиями, которые не имеют к его жизни никакого отношения. Вспомните «пикейные жилеты» Ильфа и Петрова. Кстати, такие люди страсть как не любят чужие комментарии, потому что они мешают им предаваться любимому делу самозабвенному псевдопереживанню чьих-то страданий или достижений. Понятно, что если журналист делает материал для людей, живущих виртуальной ж и з е е ь ю , то главное само событие, его сенсационность. Для журналистов, которые работают ради людей с нормальной жизненной ориентацией, важно не просто сообщить о состоявшемся событии, но и предложить оптимальные способы ее переживания, или преодоления, или осмысления. А для этого необходим хотя бы минимальный комментарий» (Цит. По: Уразова). Некоторые исследователи, например, В. Д. Пельт, ставят «новость» в разряд жанров: «Определенный вид публицистики, обладающий только ему присущими основными устойчивыми признаками, качествами и свойствами, и является конкретным жанром» (Пельт 1980. С. 7). Другие авторы подмечают тот факт, что в практической журналистике термин новость равен понятию информационные жанры, так как им «отводится наибольшая часть газетной площади и времени в эфире. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином «новости» (Грабельников 2002. С. 216). Несмотря на отсутствие общепринятого определения новости, исследователи выделяют одинаковые ее критерии. Марк Фабий Квинтилиан римский ритор в своем 12-томном труде «Наставление в ораторском искусстве» в одной из рекомендаций отмечал, что о любом событии или поступке можно составить достоверное представление лишь в том случае, если известны ответы на такие вопросы: «кто сделал? + что сделал? + где? + каким и средствами? + зачем? + как? + когда?» (Цит. По: Васильева И З |