Проверяемый текст
Соловьева Елена Вячеславовна. Развитие системы профессионального образования Пензенской губернии в 1918-1928 годах (Диссертация, 11 июля 2003)
[стр. 121]

121 книжно-предметного содержания заданий, формализма в проведении групповых конференций, подводивших Лив итоги учебной деятельности.
Преподаватели Пензенской губернии, приспосабливая дальтон-план к советским условиям, вкладывали в него: "социально-трудовое содержание с построением по принципу комплексности, ориентировались на коллективные задания, исследовательский метод, чередование лабораторных работ с общегрупповыми определялось не сроком времени, а существом темы,
ОКО выполненная работа учитывалась и количественно, и качественно".
Под влиянием практики в систему работы по
дапьтон-плану вносились столь значительные изменения, что они меняли его существо.
Недаром учащиеся и работники профессиональной школы предлагали новой системе дать другое название, например, "ленин-план, фабзавуч-план", подчеркивая тем самым коллективистское, "коммунистическое начало", якобы лежащее в
290 основе этой системы.
Существенную роль в практике дальтон-плана и вскрытии его негативных сторон сыграла Всероссийская методическая конференция школ ФЗУ 1926 года.288 *
290 291 292 * После нее на смену "дальтонизации" пришла "лабораторизация" учебного процесса в индустриальной школе.
Не решаясь в открытую возвратиться к классноурочной системе, которая, по признанию многих официальных документов, на практике все же оставалась господствующей,
Главпрофобр рекомендовал лабораторную систему занятий, строющуюся на основе сочетания коллективных и индивидуальных форм работы, строгой *у(уу дозировки учебного материала и стабильного расписания.
На практике сформировалась некая система работы, которая, как отмечал С.Е.
Гайсинович, может быть названа "лабораторной при сохранении
О ОД классно-урочных элементов".
288 ГАРФ.
Ф.
А-1565.
Оп.
7.
Д 43.
Л.
25.
^ГАПО.Ф.р.-гбЗ.
ОпЛ.Д 1674.
л.
217-224; Д 1435.
Л.
17.
Д 1435.
Л.
30.
290 Дальтон-план в школе фабзавуча.
М., 1925.
С.
3,4.
291 ГАРФ.
Ф.
А-1565.
Оп.
7.
Д 43.
Л.
25.
292 Лабораторная система в индустриальной школе.
М., Л., 1930.
295 Материалы Московской губернской конференции по теоретическому обучению в школах ФЗУ и ШКУ.
М., 1928.
С.
11.
[стр. 100]

Учет выполняемое™ учащимися работы в пензенских техникумах велся по карточкам: 1) карточка задание, содержащее определенный объем материала, 2) карточка учета задания с указанием времени, затраченного на выполнение работы.
Разрешая в основном вопросы количественного учета, внедряемый Главпрофобром дальтон-план не давал достаточно точных данных для качественного учета сделанного учащимися.
Поэтому пензенские педагоги отказывались от недостатков дальтон-плана: а) индивидуализма и конкуренции, б) книжно-предметного содержания заданий, в) формализма в проведении групповых конференций, подводивших итоги учебной деятельности.
Преподаватели Пензенской губернии, приспосабливая дальтон-план к советским условиям, вкладывали в него: «социальнотрудовое содержание с построением по принципу комплексности, ориентировались на коллективные задания, исследовательский метод, чередование лабораторных работ с общегрупповыми определялось не сроком времени, а существом темы,
выполненная работа учитывалась и количественно, и качественно» [53,30].
Под влиянием практики в систему работы по
дальтон-плану вносились столь значительные изменения, что они меняли его существо.
Недаром учащиеся и работники профессиональной школы предлагали новой системе дать другое название, например, «ленин-план, фабзавуч-план», подчеркивая тем самым коллективистское, «коммунистическое начало», якобы лежащее в
основе этой системы [159,3-4].
Существенную роль в практике дальтон-плана и вскрытии его негативных сторон сыграла Всероссийская методическая конференция школ ФЗУ 1926 года.

После нее на смену «дальтонизации» пришла «лабораторизация» учебного процесса в индустриальной


[стр.,101]

школе.
Не решаясь в открытую возвратиться к классно-урочной системе, которая, по признанию многих официальных документов, на практике все же оставалась господствующей,
Главлрофобр рекомендовал лабораторную систему занятий, строящуюся на основе сочетания коллективных и индивидуальных форм работы, строгой дозировки учебного материала и стабильного расписания.
На практике сформировалась некая система работы, которая, как отмечал С.Е.
Гайсинович, может быть названа «лабораторной при сохранении
классно-урочных элементов» [9,11].
Признав существование классно-урочной системы, педагоги вынуждены были обратиться к разработке ее отдельных сторон в новых социальнополитических условиях.
В профессиональных учебных заведениях Пензенской губернии во второй половине 20-х годов происходила интеграция классно-урочной и лабораторной систем, в которой преобладали черты урока с активной ролью преподавателя, фронтальной организацией занятий, стиранием резкой границы между индивидуальной и коллективной работой.
Сложилась следующая структура «интеграционного урока» с этапами: излагающая часть, лабораторно-самостоятельная, инструктирующая, тренировочные занятия, коллективная работа, проверочная работа.
Основополагающим стало методическое письмо Главпрофобра «Руководство учебной работой в фабзавуче и профшколе» (М., 1928), в котором подчеркивалось, что урок важнейшее звено педагогического процесса.
В письме сформулированы требования к уроку: индивидуальный подход к учащимся, учет их особенностей, систематическое и последовательное изучение гем, правильная организация повторения и закрепления.
В этих материалах продемонстрировано признание классно-урочной системы и уточ

[Back]