понятие оказались смешаны. Думается, что в этом сыграли свою роль как некоторые политические факторы (партийно-большевистский монополизм), так и увлечение принципом монизма теории и практики, поиском всеобщего научного метода. Если под "советской педагогикой" подразумевалась наука о воспитании, то определением "марксистсколенинская" подчеркивался тот единый метод, которым должна была руководствоваться педнаука, и единая философская база, на которой ее унифицировали. Определение "марксистско-ленинская" указывало, бесспорно, на происхождение и принципы системы воспитания в те годы в нашей стране. Попытка загнать научный поиск в единую (и единственную) доктрину о воспитании, построенную на одной мировоззренческой основе, заранее была обречена на неудачу. Это противоречило законам развития человеческой мысли: практически невозможно уничтожить влияние различных философских систем на педагогические идеи. К середине 1920-х годов оформилась система воспитания, которая контролировала сферу сознания, подчинила людей задачам "социалистического государства. Однако система отличалась внутренней противоречивостью, ибо советская педагогика унаследовала различные гены. Наряду с идеями, осуществление которых создавало возможность установления тотального контроля и подавления личности, в нее заложена и идея личностного развития, коллективного человеческого опыта как источника и критерия истины, вынесенная из позитивизма Г. Спенсера. В советское время утвердилось мнение, что дооктябрьская школа давала молодому поколению фальсифицированные и крайне ограниченные знания, привила ему религиозные взгляды, мешающие понимать мир, воспитывала политическую пассивность и послушание своим хозяевам. Перед советской школой были поставлены задачи: воспитывать молодое поколение сознательными, политически грамотными и активными строителями нового общества, творцами новой культуры и морали. Эти задачи определили направление воспитательной работы в профессиональной школе, обусловили разработку новых методов воспитания. 137 |
§2.Особенности воспитательной работы в профессиональных учебно-воспитательных заведениях. Воспитательный процесс в профессиональных учебных заведениях 20-х годов XX века, как в целом по стране, так, естественно, и в Пензенской губернии, проходил в сложный период, в рамках теоретических основ «советской педагогики». В дооктябрьской России существовал термин «педагогия». Им обозначалась наука о воспитании в широком смысле слова, включавшая философские основы и этические системы, на которых базировались знания о развитии человека. Наряду с этим термином использовалось и понятие «педагогика», которое несло другую смысловую нагрузку, обозначая определенную систему принципов и методов направленного воздействия на человека. В термине «советская педагогика», к которому еще добавлялось определение «марксистская» или «марксистско-ленинская», то и другое понятие оказались соединены. Думается, что в этом сыграли свою роль как некоторые политические факторы (партийно-большевистский монополизм), так и увлечение принципом монизма теории и практики, поиском всеобщего научного метода. Под «советской педагогикой» подразумевалась наука о воспитании. Определением «марксистско-ленинская» подчеркивался тот единственный метод, философская база, которыми должна была руководствоваться педагогическая наука. Эта попытка загнать научный поиск в единую (и единственную) доктрину о воспитании, построенную на одной мировоззренческой основе, заранее была обречена на неудачу, так как противоречила законам развития человеческой мысли: практически невозможно уничтожить влияние различных философских 118 систем на педагогические идеи. К середине 20-х годов оформилась система воспитания, которая контролировала сферу сознания, подчинила людей задачам социалистического государства. Однако система отличалась внутренней противоречивостью, ибо советская педагогика унаследовала различные идеи. Наряду с идеями, осуществление которых создавало возможность установления тотального контроля и подавления личности, в нее заложена и идея личностного развития, коллективного человеческого опыта как источника и критерия истины, вынесенная из позитивизма Г. Спенсера. В советское время утвердилось мнение, что дооктябрьская школа давала молодому поколению фальсифицированные и крайне ограниченные знания, привила ему религиозные взгляды, мешающие понимать мир, воспитывала политическую пассивность и послушание своим хозяевам. Перед советской школой государством были поставлены задачи: воспитывать молодое поколение сознательными, политически грамотными и активными строителями нового общества, творцами новой культуры и морали. Эти задачи определили направление воспитательной работы в профессиональной школе, обусловили разработку новых методов воспитания. Воспитание это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность (как ее понимают в педагогике) есть основа, средство и решающее условие развития личности. А.Н.Леонтьев в своих работах подчеркивал важность деятельностного подхода в педагогической практике. «Для овладения достижениями человеческой культуры, отмечал он, каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за |