Проверяемый текст
Соловьева Елена Вячеславовна. Развитие системы профессионального образования Пензенской губернии в 1918-1928 годах (Диссертация, 11 июля 2003)
[стр. 150]

коммуны (18 марта), день Международной солидарности трудящихся (1 мая), день Октябрьской революции (7 ноября).
В целом можно отметить, что увлечение революционной пропагандой вело к
примитивизму в содержании и формах юношеского воспитания.
А.В.
Луначарский, побывавший в Пензенском музыкальном училище на одном из революционных мероприятий, с явным смущением отмечал: “почти все певицы и певцы...
пели песни разных современных композиторов на революционные тексты.
Они произвели на меня впечатление убожества.
Текст словесный в большинстве случаев малограмотный или, во всяком случае, литературно-заурядный; музыка весьма и весьма второсортная”.369
Антирелигиозное воспитание проходило через все курсы в профессиональной школе.370 В педтсхникумах на втором курсе при выяснении основных принципов советской системы народного образования особо подчеркивалась значимость атеистического восприятия мира.
На первом курсе при изучении доклассового общества подробно рассматривался генезис религиозных представлений, выявлялись анимистические корни современных религий.
На третьем курсе при изучении эволюционной теории вопросы антирелигиозной пропаганды затрагивались в последних разделах программы: происхождение жизни на земле, происхождение человека, наследственность, селекция.
При проработке этих
вопросов освещались с научной точки зрения "сотворение мира", "происхождение чудес", "воскрешение мертвых" и т.
п.
В курсе педагогики на третьем году обучения ставились вопросы антирелигиозного воспитания в связи с рассмотрением того, как формируется у детей
"материалистическидиалектическое мышление и мировоззрение”.371 На четвертом году обучения при обзоре истории воспитания вскрывались социально-экономические корни религиозного содержания всех систем воспитания прошлого и антирелигиозный характер советской системы воспитания.
369 Луначарский А.В.
По Среднему Поволжью // Месяц по Сибири, по Среднему Поволжью.
Л., 1929.
С.
21.
3,0 См., например: Пензенский практический землеустроительный институт (1920-1922 гг.).
Пенза, 1922.
С.
7.
371 ГАЛО.
Ф.
р.
-253.
Оп.
1.
Д 1924.
Л.
354.
150
[стр. 131]

дить этой работой, показывать личный пример негативного отношения к религии.
Праздники, отмечаемые в учебных заведениях, должны были служить формой пропаганды идей мировой социалистической революции, коммунизма, безбожия.
В противовес «поповским» праздникам внедрялись новые: Международный день работниц (8 марта), день Февральской революции (12 марта), день Парижской коммуны (18 марта), день Международной солидарности трудящихся (1 мая), день Октябрьской революции (7 ноября).
В целом можно отметить, что увлечение революционной пропагандой вело к
единообразию и примитивизму в содержании и формах юношеского воспитания.
Л.В.Луначарский, побывавший в Пензенском музыкальном училище на одном из революционных мероприятий, с явным смущением отмечал: «почти все певицы и певцы...
пели песни разных современных композиторов на революционные тексты.
Они произвели на меня впечатление убожества.
Текст словесный в большинстве случаев малограмотный или, во всяком случае, литературно-заурядный; музыка весьма и весьма второсортная»
[185,21].
Антирелигиозное воспитание проходило через все курсы в профессиональной школе.
В
педтехникумах на втором курсе при выяснении основных принципов советской системы народного образования особо подчеркивалась значимость атеистического восприятия мира.
На первом курсе при изучении доклассового общества подробно рассматривался генезис религиозных представлений, выявлялись анимистические корни современных религий.
На третьем курсе при изучении эволюционной теории вопросы антирелигиозной пропаганды затрагивались в последних разделах программы: происхождение жизни на земле, происхождение человека, наследственность, селекция.
При проработке этих
131

[стр.,132]

вопросов освещались с научной точки зрения «сотворение мира», «происхождение чудес», «воскрешение мертвых» и т.
п.
В курсе педагогики на третьем году обучения ставились вопросы антирелигиозного воспитания в связи с рассмотрением того, как формируется у детей
«матсриалистически-диалектическое мышление и мировоззрение» [85,354].
На четвертом году обучения при обзоре истории воспитания вскрывались социально-экономические корни религиозного содержания всех систем воспитания прошлого и антирелигиозный характер советской системы воспитания.

Губпрофобр рекомендовал преподавателям во время экскурсий на природу объяснять учащимся нелепость суеверных рассказов об утопленниках, леших, водяных, русалках.
В теме «Охрана здоровья» педагоги подбирали примеры, на основании которых показывали бесполезность молитв для выздоровления больных.
В теме «Весенние работы в деревне» говорилось о том, что надо надеяться на научные методы поднятия урожая, а не на «божью помощь».
При изучении темы «Деревня» упор делался на «борьбу нового со старым в нашей деревне».
При рассмотрении темы «Забота советской власти об улучшении жизни трудящихся СССР» рекомендовалось подчеркивать, что «религия враг строительства социализма» [85,355].
К 1928 г.
в профессиональных учебных заведениях Пензенской губернии верующих среди учащихся было лишь 7% [48,445447;74,26-31;78,86-89;92,1 -8;93,11-1 7].
Конечно, подростки скрывали свое истинное отношение к религии.
Но это тоже показательно: дети воспитывались в лицемерии и неискренности.
Среди педагогов верующих якобы не было совсем, если верить архивным документам советской эпохи.

[Back]