Проверяемый текст
Соловьева Елена Вячеславовна. Развитие системы профессионального образования Пензенской губернии в 1918-1928 годах (Диссертация, 11 июля 2003)
[стр. 153]

20-е годы XX столетия непростое, противоречивое десятилетие в жизни нашей страны, в том числе в развитии профессиональной школы.
Это время, когда ломались детские души, коверкались человеческие судьбы, рвались семейные узы,
углублялась пропасть непонимания между "отцами и детьми".378 Что касается православной церкви, то она при всех ее морально-этических плюсах, все же оставалась излишне консервативной социальной силой, тормозившей научно-технический и общественный прогресс.
Только сейчас, на рубеже тысячелетий, Русская Православная Церковь, наконец-то приняв социальную программу (летом 2000 г.), начинает как-то шагать в ногу со временем, модернизироваться.
К концу 1920-х годов выросло поколение, почти не знавшее ценностных идеалов прошлого, но готовое с ходу их отметать, жившее по принципу: я эту книгу не читал, но считаю ее вредной для дела социализма.
Воспитанные советской школой, комсомолом, на базе коммунистической пропаганды молодые люди противопоставляли свое видение мира родительскому:
“Сами, сами комиссары, сами председатели.
Никого мы не боимся ни отца, ни матери”.379
В этом смысле симптоматичны слова героя одного из советских рассказов тех лет: “Я оправдываю библейского Хама, когда он засмеялся над своим отцом, раздетым и пьяным, валяющимся в собственной блевотине...
С такой же смелостью хочу я, наконец, засмеяться теперь над своим отцом...
Я и отец люди двух разных эпох...
и сговориться нам невозможно”.

Государственная система профессионального образования являлась зеркалом существующих инструментов власти, ориентированным на формирование определенных типов поведения, норм и точек зрения.
В плане социальной функции система профессионального образования была одним из механизмов, обеспечивающих стабильность существующих социальных структур и их идеологических коррелятов.
Советская педагогическая система обладала чертахчи, обусловившими ее важную роль в процессе воспитания 153 3* Проблемы преступности: Сб.
статей.
М., Л., 1927.Вып.
2.
С.
63.
579 Зуев А.
Чужак.
М, 1922.
С.
93.
[стр. 134]

[70,130], отмечал в 1927 г.
инструктор губпрофобра после обследования части профессиональных учебных заведений губернии.
В 1928 г.
заведующий Краснослободским педагогическим техникумом А.Климов писал в годовом отчете: «Краснослободск уездный захолустный городок в 50 верстах от железной дороги.
Промышленных рабочих нет, торговля на 70% у частника, поэтому (делает далее «марксистско-ленинский вывод» заведующий.
Б.С.) мелкобуржуазная идеология.
Зависимость учащихся от старших, которые гнетут старыми взглядами: посылают в церковь, не дают скоромного постами.
Под конец учебного года не стало мелкобуржуазных суждений у учащихся, интересуются вопросами внешней и внутренней политики, антирелигиозными вопросами, все читают газеты и ведут беседы на политические темы» [74,180 об].
Общеизвестно, что воспитательный процесс сложен, неоднозначен и длителен по времени.
Приведенный выше отрывок из отчета заведующего педагогическим техникумом вызывает множество вопросов.
Так ли уж вредна для жизни человека эта пресловутая «мелкобуржуазная идеология»? А что, должна прерываться связь времен? И старшие не должны оказывать влияние на подрастающее поколение? Посылать в церковь, запрещать скоромное в посты это плохо? За девять учебных месяцев подростки преобразились (т.е.
забыли наставления родителей), стоит ли умиляться этому? Кроме того, не выдавалось ли желаемое за действительное? 20-е годы XX столетия непростое, противоречивое десятилетие в жизни нашей страны, в том числе в развитии профессиональной школы.
Это время, когда ломались детские души, коверкались человеческие судьбы, рвались семейные узы,
134

[стр.,135]

углублялась пропасть непонимания между «отцами и детьми».
Что касается православной церкви, то она при всех ее моральноэтических плюсах, все же оставалась излишне консервативной социальной силой, тормозившей научно-технический и общественный прогресс.
Только сейчас, на рубеже тысячелетий.
Русская Православная Церковь, наконец-то приняв социальную программу (летом 2000 г.), начинает как-то шагать в ногу со временем, модернизироваться.
К концу 1920-х годов выросло поколение, почти не знавшее ценностных идеалов прошлого, но готовое с ходу их отметать, жившее по принципу: я эту книгу не читал, но считаю ее вредной для дела социализма.
Воспитанные советской школой, комсомолом, на базе коммунистической пропаганды молодые люди противопоставляли свое видение мира родительскому:
«Сами, сами комиссары, сами председатели.
Никого мы не боимся ни отца, ни матери»
[262,63].
В этом смысле симптоматичны слова героя одного из советских рассказов тех лет:
«Я оправдываю библейского Хама, когда он засмеялся над своим отцом, раздетым и пьяным, валяющимся в собственной блевотине...
С такой же смелостью хочу я, наконец, засмеяться теперь над своим отцом...
Я и отец люди двух разных эпох...
и сговориться нам невозможно»
[247,93].
Таким образом, можно отметить, что создание и развитие советской системы профессионального образования в Пензенской губернии в 1920-х годах проходило в сложных, как с объективной, так и с субъективной точек зрения, условиях.
Советское государство создавало новую систему, призванную его же и укрепить, сохранив власть за партией большевиков.
Для профессиональных учебных заведений разрабатывались новые воспитательные планы

[Back]