школьных работников".59 60 В разгар гражданской воины Пенза была советским тылом, и сюда эвакуировались некоторые учреждения из угрожаемых районов страны. Одним из таких стал педагогический институт, переведенный из Петрограда. В Пензе он вошел в состав ПИНО на правах научного подразделения. Его задачей являлось научное изучение развития ребенка в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях, исследование формирования речи, художественных и других способностей детей. Для этих исследований в педагогическом институте находились ребята, взятые из детдомов после рождения и оставленные жить в институте до 15 -16 лет. В конце 1920 г. таких детей было 12 в возрасте от 3 до 14 лет. Сотрудники института выполняли задания Московского педагогического института, тесно контактируя в своей исследовательской деятельности с пензенскими учеными. Пенза до октября 1917 г. являлась провинциальным центром с развитым художественно-музыкальным образованием. Здесь имелось известное на все Поволжье художественное училище. С лета 1917 в столице начались разговоры о реформе художественного образования на началах автономии. После установления большевистской власти и упразднения Императорской Академии художеств эти разговоры начали обретать конкретную форму. К осени 1918 г. реформа была подготовлена. В разработке её принимали участие специалисты и в центре, и на местах: педагоги и учащиеся обсуждали каждый параграф. Согласно принятым в НКП решениям, художественные училища превращались в сеть Свободных Художественных мастерских, обучение в которых приравнивалось к занятиям в высшем учебном заведении по образцу Академии и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учащиеся распределялись между профессорами, преподававшими специальные и художественные предметы и следившими за успеваемостью своих подопечных. В Пензе было создано пять художественных мастерских, кроме них существовала и мастерская без педагога. К 1920 г. число учащихся резко выросло за счет молодых людей из рабочих и крестьян. 59 Просвещение // Журнал Пензенского губоно.1921. №1-3. С. 15-16. 60 Просвещение И Журнал Пензенского губоно. 1921. №1-3. С. 15-16. 33 |
органом совета являлось правление. Для отработки педагогических и методических наработок препо-давателей ПИНО была открыта опытно-показательная школа I и II ступени, в 1920-1921 учебном году в ней обучалось 220 детей различного возраста, задачей школы являлась «постановка педагогических и методических опытов в соответствии с задачами самого ПИНО, показательные ее функции осуществлялись путем прикомандирования для участия в ее текущей работе студентов, других школьных работников» [118,16-17]. Пенза до октября 1917 г. являлась провинциальным центром с развитым художественно-музыкальным образованием. Здесь имелось известное на все Поволжье художественное училище. Согласно принятым в 1918 году НКП решениям, художественные училища преобразовывались в сеть Свободных Художественных мастерских, обучение в которых приравнивалось к занятиям в высшем учебном заведении по образцу Академии и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учащиеся распределялись между профессорами, преподававшими специальные и художественные предметы и следившими за успеваемостью своих подопечных. В Пензе было создано пять художественных мастерских, кроме них существовала и мастерская без педагога. К 1920 г. число учащихся резко выросло за счет молодых людей из рабочих и крестьян. Однако война давала о себе знать, и новоприбывшие начали покидать художественные мастерские. В ноябре 1918 г. музыкальное училище г. Пензы по решению губоно было преобразовано в народную консерваторию, торжественное открытие которой состоялось 17 ноября. При консерватории открылись симфонический оркестр, студия пластики и танца. Репетиции проводились в здании Народного дома (ныне $0 |