Проверяемый текст
Соловьева Елена Вячеславовна. Развитие системы профессионального образования Пензенской губернии в 1918-1928 годах (Диссертация, 11 июля 2003)
[стр. 42]

казначейства поступило 24% средств, от земских и городских управ — 13%, о* от частных лиц и обществ 31%, в счет оплаты за обучение 32%.
То есть, на две трети учебные заведения содержались на средства благотворителей и родителей.
Школы ФЗУ были созданы по инициативе комсомола и поддержаны
XI1 и XIII съездами партии в 1922 и в 1923 гг.
За это время сеть школ ФЗУ выросла в 10 раз с 75 в 1921 г.
до 748 в 1923 г., примерно во столько же раз выросло число учащихся, достигнув почти 50 тысяч.85
86 После восстановления хозяйства и провозглашения XIV съездом партии курса на индустриализацию страны перед профшколой встали новые проблемы.
Выявились недостатки школ ФЗУ: слабая специализация, -диспропорции в подготовке кадров,
-узость материальной базы.
Были приняты меры по укрупнению школ и расширению их сети, упорядочению учебных планов и программ, преодолению "токарнослесарного уклона", повышению экономичности и др.
Свою роль сыграло в этом и постановление ЦК ВКП(б) "О подготовке и обучении рабочей силы" 1926 года.87
В 1925-1929 гг.
отдельные руководители ведомств и предприятий, исходя из ошибочной ориентации на теорию деквалификации, утверждавшую, что механизация и автоматизация производства ведут к снижению общего квалификационного уровня рабочих, выступили с ревизией принципов профессионального образования.
В.В.
Шмидт, А.К.
Гастев и другие противопоставили краткосрочные формы
профессиональной подготовки рабочих на производстве и курсах Центрального института труда длительным формам школьного профобразования, настаивая на резком сокращении школ ФЗУ, на превращении их в школу инструкторов и мастеров производства.
42 85 Вестник профессионально-технического образования.
1922.
№13.
С.6.
86 История трудового и политехнического образования.
М., 1963.
С.
201.
87 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам.
М., 1967.
Т.1.
С.
514.
[стр. 55]

стов создавались бюро по профтехобразованию при ВСНХ (1921 г.), а затем (1924-1925 гг.) отделы профтехобразования при ВСНХ СССР и СНХ союзных республик, а также учреждены уполномоченные по профтехобразованию при ведомствах [103,3], которые помогали губпрофобрам в материально-техническом развитии профессиональных учебных заведений.
Однако в рассматриваемый период проблемы долгосрочного планирования воспроизводства трудовых ресурсов решались с большими трудностями.
К выполнению этих задач нс была готова советская экономическая наука и педагогика.
Ученые 20-х годов «не смогли до конца освободиться от некоторых элементов волюнтаризма и субъективизма».
Это касалось методик планирования подготовки кадров, понимания тенденций развития квалифицированного труда [213,161].
Школы ФЗУ были созданы по инициативе комсомола и поддержаны
решениями XII и XIII съездами партии в 1922 и в 1923 гг.
За это время сеть школ ФЗУ выросла в 10 раз с 75 в 1921 г.
до 748 в 1923 г., примерно во столько же раз выросло число учащихся, достигнув почти 50 тысяч.

После восстановления хозяйства и провозглашения XIV съездом партии курса на индустриализацию страны перед профшколой встали новые проблемы.
Выявились недостатки школ ФЗУ: слабая специализация, диспропорции в подготовке кадров,
необеспеченность материально-техническими ресурсами.
Были приняты меры но укрупнению школ и расширению их сети, упорядочению учебных планов и программ, преодолению «токарно-слесарного уклона», повышению экономичности и др.
Свою роль сыграло в этом и постановление ЦК ВКП(б) «О подготовке и обучении рабочей силы» 1926 года
[24,514].
55

[стр.,56]

В 1925-1929 гг.
отдельные руководители ведомств и предприятий, исходя из ошибочной ориентации на теорию деквалификации, утверждавшую, что механизация и автоматизация производства ведут к снижению общего квалификационного уровня рабочих, выступили с ревизией принципов профессионального образования.
В.В.
Шмидт, А.К.
Гастев и другие противопоставили краткосрочные формы
профподготовки рабочих на производстве и курсах Центрального института труда длительным формам школьного профобразования, настаивая на резком сокращении школ ФЗУ, на превращении их в школу инструкторов и мастеров производства.
В советское время эту идею нарекли «буржуазной теорией деквалификации», которая, мол, некритически была перенесена в условия социалистической действительности и затормозила развитие школы ФЗУ, «привела к ошибкам в планировании потребности в квалифицированных кадрах» [200,38-41].
На самом деле предложения ультралевых, пролетарских идеологов рабочего професионального образования во главе с революционным поэтом и чиновником А.К.
Гастевым никакого отношения к буржуазии не имели.
Просто «левые», как всегда спешили и экономили на качестве, погнавшись за количеством выпускаемых рабочих и техиков.
Руководство компартии эту «линию» осудило и решило превратить школу ФЗУ в массовую и основную форму подготовки рабочей силы.
Были созданы различные по задачам и срокам обучения типы школ: школа ученичества массовых профессий (ШУМП), школа ФЗУ по подготовке рабочих-универсалов средней квалификации и школа ФЗУ для обучения высококвалифицированных рабочих-установщиков.
В конце 1923 г.
в Пензе действовало 3 школы ФЗУ и еще 3 в

[Back]