Проверяемый текст
Соловьева Елена Вячеславовна. Развитие системы профессионального образования Пензенской губернии в 1918-1928 годах (Диссертация, 11 июля 2003)
[стр. 85]

создает педагогику.
"Индустриальный педагогизм" крупного производства определяется его организационной и техникотехнологической структурой, системой "организационно-вещевых средств" (инструкционной и технической документацией, сигнализацией).
А.К.
Гастев писал, что "предприятие всем своим строем научает познавать, овладевать, управлять, словом, одна из его органических функций, хочет
1 0 1 того или не хочет организатор производства...
это функция обучения”.

Понятие воспитания противопоставлялось им понятию образования.
Последнее, по утверждению А.К.Гастева, означает лишь школьную "накачку".
А само понятие воспитания сужалось до трудовой культуры, сноровки, которые формируются заводом, его ритмом и организацией,
конкретными практическими знаниями, получаемыми у станка.
Таким образом,
профессионально-педагогическая система ЦИТа приближается к концепции профессионального обучения в ее современном понимании.
Теоретики центрального института труда видели возможность массовой и быстрой подготовки рабочих в коренной перестройке профессиональной педагогики путем внедрения "инженерного метода в педагогике", введения педагогики в "рамку инструкции", "машинизации воспитания", т.
е.
приложения "объективного", аналитического, расчетного метода к процессу обучения в противовес "субъективному" искусству педагога.
Уже в 20-е годы ЦИТ выдвигал идею
апгоритмитизации, программирования обучения.
Это была идея обучающей машины, или "социально-инженерной машины", которая на несколько лет предвосхитила идею С.
Пресси об обучающих автоматах (1924 г.) и теорию программированного обучения.*
180 181 182 Возможность такого подхода сегодня признана.
Но под влиянием первого успеха установочного метода деятели ЦИТа стали на путь противопоставления общей и профессиональной педагогики, педагогики и "инженерии", стали требовать реформирования системы воспитания и
т Гастев А.К.
Как надо работать.
М, 1972.
С.28.
180 Гастев А.К.
Как надо работать.
М, 1972.
С 183.
181 Гастев А.К.
Как надо работать.
М., 1972.
С.
171, 172.
182 Гастев А.К.
Установочный метод ЦИТа (тезисы) // Материалы Всесоюзного съезда по рабочему образованию.
М., 1924.С.42.
85
[стр. 26]

мерности, но не ограничивается ими.
Особенно это касается производственного обучения.
«Принципы общей педагогики не вполне достаточны для обучения трудовым процессам»,писал Г.Роганов [212,5].
Предложенный ЦИТом анализ трудового и производственного процессов рассматривался как одна из первооснов профессиональной педагогики.
Широкое распространение получило и привлечение данных из области психотехники, психофизиологии труда, рефлексологии.
Методология и теория, изложенная ЦИТом, вызвали дискуссии и критику со стороны Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, деятелей комсомола, педагогов [223;253].
В 40-е 50-е годы к идеям ЦИТа было высказано резко отрицательное отношение [162 и др ].
И лишь с конца 60-х годов предпринимаются попытки объективной оценки теоретических идей А.К.Гастева.
А.К.Гастев решающее место в воспитании отводил воздействию заводской среды, которая сама по себе создает педагогику.
«Индустриальный педагогизм» крупного производства определяется его организационной и технико-технологической структурой, системой «организационно-вещевых средств» (инструкционной и технической документацией, сигнализацией).
А.К.Гастев писал, что «предприятие всем своим строем научает познавать, овладевать, управлять, словом, одна из его органических функций, хочет
того или не хочет организатор производств это функция обучения» [154,28].
Понятие воспитания противопоставлялось им понятию образования.
Последнее, по утверждению А.К.Гастева, означает лишь школьную «накачку».
А само понятие воспитания сужалось до трудовой культуры, сноровки, которые формируются заводом, его ритмом и организацией
деятельности, конкретными практическими знаниями, получаемыми у станка.
Таким образом.

26

[стр.,27]

профессионально-педагогическая система ЦИТа нашла отражение в концепции профессионального обучения в ее современном понимании.
Теоретики Центрального института труда видели возможность массовой и быстрой подготовки рабочих в коренной перестройке профессиональной педагогики путем внедрения «инженерного метода в педагогике», введения педагогики в «рамку инструкции», «машинизации воспитания», т.
е.
приложения «объективного», аналитического, расчетного метода к процессу обучения в противовес «субъективному» искусству педагога.
Уже в 20-е годы ЦИТ выдвигал идею
алгоритмитизации, программирования обучения.
Это была идея обучающей машины, или «социально-инженерной машины», которая на несколько лет предвосхитила идею С.Пресси об обучающих автоматах (1924 г.) и теорию программированного обучения.

Возможность такого подхода сегодня признана.
Но под влиянием первого успеха установочного метода деятели ЦИТа стали на путь противопоставления общей и профессиональной педагогики, педагогики и «инженерии», стали требовать реформирования системы воспитания и
обучения и всей педагогики на базе доктрины «трудовых установок».
Как говорил А.К.Гастев, установочный метод следует рассматривать вообще, «как систему общей педагогики, формулируемую как метод рассчитанного формирования человеческих способностей, умений, качеств, знаний» [156,42].
Для ЦИТа были характерны преувеличение роли биологических факторов в воспитании, переоценка возможностей биологии и физиологии как средства радикального воздействия на человеческую природу, повышения работоспособности и обучаемости человека.
Такой подход умалял общественную функцию воспита27

[Back]