Проверяемый текст
Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты.— Изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 1988.
[стр. 31]

31 П.Мантегацца автор книги «Половые отношения человечества» едва не лишился профессорской кафедры и места Сенате.
Драматическая история сексологии на этом не кончается, а в некоторых странах и сегодня заниматься сексологией значит рисковать.

Наибольший резонанс в первой половине 20 в.
в странах Западной Европы имели сексологические аспекты психоанализа, нашедшего потом вторую родину в США.
Ортодоксальный психоанализ
З.Фрейда(219) и множество стимулированных им разновидностей фрейдизма и неофрейдизма неоднократно обсуждались в советской литературе.
И.С.Кон(102) подробно анализирует собственно сексологические аспекты теории 3.Фрейда.
Расширительная трактовка либидо как источника
сеи психической энергии человека, сексуализация человеческой эмоциональности привели конечном итогев к пансексуализму.
Вместе с тем они опровергли сведение сексуальности лишь к генитальным ее сторонам, выявили связь индивидуального полового поведения с культурными нормами, помогли понять социальные
и психологические предпосылки некоторых сексуальных нарушении, сексуальной символики и запретов.
Чрезвычайно важным было осмысление роли и значения сексуальности в жизни человека, необходимости ее не только для воспроизводства, но и для нормального развития личности; указание на органическую связь сексуального и несексуального в переживаниях приводило к пониманию того, что сексуальность непостижима вне личности, как и личность вне ее сексуальных переживаний.
Не менее важным было понимание так называемых половых извращений как фиксации или гипертрофии отдельных сторон психосексуального онтогенеза понимание, противостоявшее трактовке отклонении
как дегенерации в ломброзианском духе и открывавшее новые терапевтические перспективы.
[стр. 18]

В отечественной науке целостная разработка проблем сексологии пред ставлена трудами И.
С.
Кона (1966, 19816, 1984 и др.), на которые мы и будем опираться в нашем анализе полового воспитания.
В обыденном сознании сексология обычно отождествляется с сексопатологией как разделом клинической медицины.
На самом же деле сексоло гия — междисциплинарная область научных исследований и знаний, относящихся к половой жизни.
В идеале ее можно сравнить с равносторонним треугольником, стороны которого образованы биолого-медицинскими, историко-социологическими и психологическими исследованиями.
Реальное соотношение сторон изменялось в ходе развития сексологии и, стремясь к идеалу, все же не совпадает с ним.
Медицина и сегодня не может, оперируя только биолого-медицинскими категориями и методами, исчерпывающе объяснить ни пол вообще, ни отклоняющиеся формы его проявлений.
На рубеже XIX—XX вв.
ее возможности были еще меньше (достаточно вспомнить, что, например, термин «гормон» введен лишь в 1902 г.).
Включившаяся в обсуждение пола психология дополнила н существенно обогатила медико-биологические представления психологическими, допускающими вариативность индивидуальной нормы, существование непатологических отклонений от доминирующих психосексуальных стереотипов, смыкающихся с нормой степеней выраженности патологии.
Историки и этнографы в трактовке данных о поле в других культурах стали все более отходить от взглядов, ранее приводивших к квалификации чужих обычаев и нравов как «дикости» (слово «дикарь» исчезло из научного лексикона, а в бытовом и детском употребляется преимущественно в переносном смысле).
Влияло ли это на половую социализацию? Об этом можно отчасти судить по реакциям на развивающуюся сексологию.
Р.
Краффт-Эбинга после публикации им книги «РзусНораНца зехиаНз» (1886), многие места которой по цензурным соображениям были написаны по-латыни, обвиняли в смаковании грязных деталей и ставили вопрос о лишении его звания почетного члена Британской Медико-психологической ассоциации; 1.
В1осН, которому принадлежит сам термин «сексология», вынужден был значительную часть своих трудов публиковат ь под псевдонимом; Т.
Эллис — автор 7-томного «Исследования по психологии пола» подвергался судебному преследованию за «непристойность» его трудов; М.
НгзсЫе1с1 основал первый в мире сексологический журнал в 1919 г.
и Сексологический институт, который был разгромлен нацистами; П.
Мантегацца — автор книги «Половые отношения человечества» — едва не лишился профессорской кафедры и места
в Сенате.
Как замечает, приводя эти данные.
И.
С.
Кон, драматическая история сексологии на этом не кончается, а в некоторых странах и сегодня заниматься сексологией — значит рисковать.
Подробное изложение истории бурного развития сексологии не входит в наши задачи.
Мы лишь бегло упомянем основные вехи этого развития, с которым связана динамика полового воспитания.
Наибольший резонанс в первой половине XX в.
в странах Западной Европы имели сексологические аспекты психоанализа, нашедшего потом вторую родину в США.
Ортодоксальный психоанализ
3.
Фрейда и множество стимулированных им разновидностей фрейдизма и неофрейдизма неоднократно обсуждались в советской литературе [Бассин Ф.
В., 1968; Лейбин В.
М., 1977; Шерозия А.
Е., 1969, 1973, 1979; Бессознательное, 1978, 1985].
И.
С.
Кон (19816, 1984) подробно анализирует собственно сексологические аспекты теории 3.
Фрейда.
Расширительная трактовка либидо как источника
всей психической энергии человека, сексуализация человеческой эмоциональности привели в конечном итоге к пансексуализму.
Вместе с тем они опровергли сведение сексуальности лишь к генитальным ее сторонам, выявили связь индивидуального полового поведения с культурными нормами, помогли понять со
1 7

[стр.,19]

циальные и психологические предпосылки некоторых сексуальных нарушений сексуальной символики и запретов.
Чрезвычайно важным было осмысление роли и значения сексуальности в жизни человека, необходимости ее не только для воспроизводства, но и для нормального развития личности; указание на органическую связь сексуального и несексуального в переживаниях приводило к пониманию того, что сексуальность непостижима вне личности, как и личность вне ее сексуальных переживаний.
Не менее важным было понимание так назы ваемых половых извращений как фиксации или гипертрофии отдельных сторон психосексуального онтогенеза — понимание, противостоявшее трактовке от
клонений как дегенерации в ломброзианском духе и открывавшее новые тера певтические перспективы.
Фрейдовские представления о фазности психосек суального развития оказали настолько глубокое влияние на воспитателей и воспитание, что, как мы уже отмечали [Исаев Д.
Н., Каган В.
Е., 1979], мнение о сексуальной латентности возраста 5—10 лет до сих пор исповедуется педагогами, не только далекими от фрейдизма, но и принципиально не принимаю щими теории 3.
Фрейда.
Несмотря на определяющую для западной сексологии роль фрейдизма влияние его оказалось очень противоречивым.
Оценивая работы Фрейда сегод ня, подчеркивает И.
С.
Кон, поражаешься тому, как точно он чувствовал основ ные проблемы сексологии, и тому, как ошибочны многие предложенные им решения этих проблем.
Особо резко с современными представлениями, по мнению И.
С.
Кона, расходятся: 1) пансексуализм с его неопределенно-расширительной трактовкой понятия «половое» и пониманием либидо как особой глобальной сущности; 2) психогидравлическая модель сексуальности, согласно которой все пути реализации либидо неизбежно связаны с конфликтом сексуальности и культуры; 3) трактовка половых различий как проявлений универсального биологического закона; 4) теория детской сексуальности с ее якобы универ сальными комплексами; 5) теория половой идентификации, редуцирующая этот сложный и многомерный процесс до отношений «родители — ребенок* и экстраполируемая на развитие личности в целом.
В результате, начиная с 60-х гг., психоанализ все больше утрачивает ведущие позиции в запад ной сексологии, а наиболее авторитетные работы по сексологии написаны с неили антифрейдистских позиций.
Следующий этап представлен исследованиями А.
Кинзи, изложенными е так называемых «Отчетах Кинзи» [Ктзеу А.
е! а 1 1 9 4 8 , 1953].
В 30—50-х гг им осуществлено массовое социологическое исследование сексуального пове дения человека, в центре которого стояло изучение поступков и фактов сексуаль ной жизни, а не искажаемых многими обстоятельствами мнений о них.
Эта ра бота (проведено около 19 ООО интервью, включающих 350—520 пунктов инфор мации) остается до сих пор уникальной и эталонной, а полученные данные со держат информацию, порой остававшуюся неясной для самого Кинзи (напри мер, на основании данных Кинзи, Г.
С.
Васильченко в «Общей сексопатологии» 1977, сделал выводы о темпах полового созревания).
Почти с самого начала деятельность А.
Кинзи встретила мощное сопротивление, а в 50-х гг.
по требованию маккартистов было прекращено финансирование его исследований, пуб ликации изымались из библиотек, и комиссия по расследованию антиамери канской деятельности постановила, что исследования института ненаучны, их выводы оскорбляют население и продолжение его деятельности привело бы к ослаблению американской морали и способствовало бы коммунистическом} перевороту (цит.
по: Кон И.
С., 19816).
Хотя опросы, касавшиеся пола, проводились и раньше, работы А.
Кинзи положили начало систематическим социо логическим и социально -психологическим исследованиям сексуального поведения, дающим ценную информацию не только социологам и психологам, но и врачам, педагогам, воспитателям (данные опросов С.
И.
Голода, 1984).
18

[Back]