35 практики человека в сфере пола и сексуальности; 3) отмеченные процессы автономизации матримониального, прокреативного поведения изменяют их соотношение в общей картине. сексуальногои Сексуальность теряет свою упрощенноодиозную однозначность и все больше становится предметом рассмотрения в реальноличностном контексте. «Одна и та же» половая близость может быть обусловлена разными мотивами, скрывать за собой разные личностные смыслы, будучи средством: 1 )релаксации и разрядки сексуального напряжения; 2)деторождения; 3)отдыха, достижения чувственного удовольствия; 4)познания, удовлетворения любознательности, любопытства; 5)общения, ибо физическая близость несет в себе момент глубочайшей доверительной интимности; 6)самоутверждения, проверки своих возможностей; 7) достижения несексуальных целей; 8)проявления привычки; 9)эмоциональной компенсации и т. д. (Кон И.С.)(104) Меняется мир меняется и «картина мира», влияющая на поведение человека, в том числе и в рассматриваемой сфере. В структуре половой социализации растет удельный вес отвечающего потребностям общества сознательного и обоснованного (нравственно и научно) формирования личности мужчин и женщин. Надежда на создание эффективной системы полового просвещения, службы семьи и сексопатологии без одновременного и даже опережающего развития теоретической сексологии, включая ее эволюционнобиологические, психологические, социологические и этнокул ьтурны е аспекты, как отмечает И.С.Кон, наивная и безответственная утопия.(102) «Чистой», замкнутой в себе науки для науки, однако, не существует, а даже если бы возможно отвечала бы потребностям общественной практики. «Сексуальная революция» 20 века, отражаемая сексологией, стимулирующая ее развитие,процесс противоречивый и |
В 40 60-х гг. развитие сексологии шло по пути не только накопления ин формации, но и специализации, и дифференциации наук, изучающих пол и сексуальность. Но уже в русле этой специализации вызревают потребность в объе динении получаемых данных, которое на первых порах осуществляется, как показано Г. С. Васильченко [Общая сексопатология, 1977) на примере сексопатологии, по псевдосистемному принципу арифметического, механического суммирования результатов, получаемых разными науками. Эти данные, в общем виде составляющие «треугольник сексологии», качественно различаются между собой и несводимы друг к другу. Выводить, подчеркивает И. С. Кон, исторически-конкретные формы полового разделения труда и связанные с ними психологические особенности мужчин и женщин из общих законов полового диморфизма занятие столь же соблазнительно простое, сколько схоластическое Междисциплинарная сексология как относительно самостоятельная системная отрасль знаний о человеке, становление которой еще ие завершено, предполагает и выработку собственного категориального аппарата, и построение представлений о поле и сексуальности не только как о структуре, но и как о системе, которая всегда больше, чем просто сумма составляющих ее элементов, и которая позволяет не только объяснять уже известное настоящее, но и более или менее достоверно прогнозировать будущее. И само зарождение сексологии, и динамика ее развития отражают не только теоретические достижения науки в узком ее понимании, но и интенсивное переосмысление значимости пола и сексуальности, их места и роли в жизни человека: «Раскрытие сенсационных тайн совсем не составляет сущности науки. Наука стремится обнаружить связь явлений, представлявшихся разрозненными, скрытые закономерности там, где поверхностный взгляд видел лишь скопление случайностей, и на этой основе объяснить сущность изучаемого объекта» '. Обобщая данные этого переосмысления, С. И. Голод (1984) указывает на ведущие его аспекты: — понимание несводимости супружеской сексуальности к деторождению; несводимость эта, которая сравнительно недавно трактовалась как «патология» или «безнравственность», сегодня становится тривиальной; — сексуальность обретает равно существенное значение для мужчин и для женщин, выходит за пределы брака, реализуется и рассматривается в новой системе ценностей и отношений; характер, степень и значение этих изменений могут быть квалифицированы как революционные и актуализируют проблему поиска критериев нравственности повседневной практики человека в сфере пола и сексуальности; — отмеченные процессы автономизации матримониального, прокреатив ного и сексуального поведения изменяют их соотношение в общей картине так, как это показано на рис. 2. Сексуальность теряет свою упрощенно-одиозную однозначность и все больше становится предметом рассмотрения в реально-личностном контексте. «Одна и та же» половая близость может быть обусловлена разными мотивами, скрывать за собой разные личностные смыслы, будучи средством: 1) релаксации и разрядки сексуального напряжения; 2) деторождения; 3) отдыха, достижения чувственного удовольствия; 4) познания, удовлетворения любознательности, любопытства; 5) общения, ибо физическая близость несет в себе момент глубочайшей доверительной интимности; 6) самоутверждения, проверки своих возможностей; 7) достижения несексуальных целей; 8) проявления привычки; 9) эмоциональной компенсации и т. д. [Кон И. С., 1981 в). Меняется мир — меняется и «картина мира», влияющая на поведение человека, в том числе и в рассматриваемой сфере. В структуре половой социализации растет 1 Лотман Ю. М. Биография живое лицо. Новый мир, 1985, № 2, с. 234 19 "Традиционное" состояние "Современное" состояние Рис. 2. Соотношение брачного (сплошная линого (нравственно и научно) формирования личности мужчин и женщин. Надежда на создание эффективной системы полового просвещения, службы семьи и сексопатологии без одновременного и даже опережающего развития теоретической сексологии, включая ее эволюционно-биологические, психологические, социологические и этнокультурные аспекты, как отмечает И. С. Кон (1981а),— наивная и безответственная утопия. «Чистой», замкнутой в себе науки для науки, однако, не существует, а даже если бы это было возможно — она не отвечала бы потребностям общественной практики. «Сексуальная революция» ХХв., отражаемая сексологией, сти мулирующая ее развитие,— процесс противоречивый и неоднозначный: оборот ной стороной индивидуализации любых, в том числе и сексуальных, отношений является их дегуманизация. «Доминирование тех или иных процессов зависит прежде всего от образа жизни общества и системы ценностей, на которую рав няется личность. Недаром эти вопросы стали сейчас предметом идеологической борьбы» '. Поэтому понимание полового воспитания, как аспекта прикладной сексологии, не только не снимает, но и актуализирует понимание его как воспитания нравственного: именно нравственные установки определяют пути и цели приложения данных теоретической сексологии к практике воспитания СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ Принято, по крайней мере в европейских странах, различать три модели полового воспитания, воплощающие соответствующие типы моральных уста новок в отношении сексуальности. Модели полового воспитания Кога1ае\у1сг М., 1981]. Рестриктивная Пермиссивная «Золотая середина» Объем информации Чем меньше, тем лучше Вся информация Необходимая информация Содержание информации Нельзя делать то-то и то-то, Могут быть следующие Делай так, а не иначе, потому что... пути... ибо... Это единственный хороший Все пути хороши Есть много путей — выпуть бирай лучший Общий тон Нет! Да! Да, но... 1 Кон И. С. О социологической интерпретации сексуального поведения. Социол. исследования, 1982, № 2, с. 119. 20 |