Проверяемый текст
Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты.— Изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 1988.
[стр. 58]

58 просто о каждом из родителей как воспитателе.
Вклад матери и отца не определяется количественной меркой «больше меньше», но существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.
Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья производное от «я», для ребенка «я» производное от семьи.
Важны поэтому не только согласованность и единодушие родителей в отношении к ребенку и проявлениям пола у него, и тем более не только отношение каждого из них, но и объективная соотнесенность половых ролей родителей, их характеров.

(122) Роль сверстников в полоролевой социализации обычно определяется тем, чего не делают взрослые.
Именно они оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении.

Эта информация немедленна, откровенна и реалистична, но и очень неточна, часто опошлена.
«Улица воспитывает.
Сокрушаться по этому поводу бесполезно, да и неразумно.
Лучше подумать: как помочь улице
ее воспитательной работе.» (71, с.
68).
Принципиально важным при этом является признание существования особой, преимущественно скрытой от глаз взрослых детской субкультуры: ребенок «не только объект воспитательных воздействий со стороны взрослого, но и субъект познания и общения, носитель и творец собственной культуры»(148,с.35).
«Педагогизированное» сознание взрослых, отмечает М.В.Осорина,связано со стереотипными образами детства, беспочвенно однозначными представлениями о правилах поведения так называемого «нормального» ребенка, непониманием половозрастных особенностей детского восприятия
творчества, стремлением подчинить ребенка,и игнорированием или отверганием многих сторон и проявлений детской субкультуры «страшилок»,изученных и описанных О.Н.Гречиной и
[стр. 32]

Все эти принципы «работают» в той мере, в какой они определяют убеждения воспитателей и в какой половое воспитание реализуется на практике как неотъемлемая часть системы воспитания в целом.
ПУТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ Между различными влияниями и средами, на фоне которых осуществляется половое воспитание, не существует неодолимо жестких границ — все они так или иначе взаимосвязаны и обладают своим воспитательным потенциалом.
Все пути полового воспитания — будь то социализация, воспитание в тесном смысле слова или просвещение — связаны с передачей норм полового и сексуального поведения: наследование традиций и обычаев, передача декларативного и реального аспектов обыденного сознания, литература и искусство, средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), лекционная пропаганда, научно -популярная литература и т.
д.
Пути полового воспитания опосредованы и прямо или косвенно персонифицированы в широком круге людей, с которыми общается инди вид и которые являются «проводниками» полового воспитания.
В их качестве выступают не только родители, воспитатели и педагоги, но и сверстники, руководители детских и молодежных кружков, клубов, организаций, деятели литературы и искусства, работники средств массовой информации — словом, все те, чьи связанные с полом поведение и взгляды могут оказаться в сфере внимания ребенка и подростка.
Если бы даже полный и категорический контроль всех путей полового воспитания и деятельности его проводников был возможен, то он был бы в лучшем случае нецелесообразен, ибо являл бы собой тот подход, при котором «...воспитание становится целенаправленным превращением в слепые орудия чужой воли» Речь должна идти об осознании воспитательного потенциала широкого круга путей и проводников полового воспитания, во многом дополняющих друг друга, с тем, чтобы на этой основе оптимизировать деятельность ответственных его проводников, наилучшим образом «вписать» ее в реальную жизнь и живое дело воспитания.
Семья — первый по времени и наиболее близкий к ребенку воспитатель.
Решающее значение в полоролевом развитии детей обычно связывается с матерью.
Мы все же склонны думать именно о семье, а не просто о каждом из родителей как воспитателе.
Вклад матери и отца не определяется количественно й меркой «больше — меньше», но существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.
Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья — производное от «я», для ребенка «я» — производное от семьи.
Важны поэтому не только согласованность и единодушие родителей в отношении к ребенку и проявлениям пола у него, и тем более — не только отношение каждого из них, но и объективная соотнесенность половых ролей родителей, их характеров.

Чем и как определяются и проявляются установки родителей в этом взаимодействии? Самые общие черты этих установок связаны со стереотипами обыденного сознания.
Из них родители исходят уже тогда, когда пытаются по подвижности плода «угадать» его пол.
После рождения эти стереотипы актуализируются: родители видят в поведении ребенка признаки соответствия или несоответствия тому, какими в их представлениях должны быть мальчик или девочка.
Соответствие так или иначе поощряется, несоответствие встречает сопротивление: «мальчики не плачут...» — и обычно плачущую девочку-младенца берут на руки скорее, чем мальчика.
Поведение этого типа в основном произвольно и 1 Азаров Ю.
Этнография детства.
Новый мир, 1984, № 7, с.
265.
31

[стр.,35]

чин со стажем работы не менее 3 лет) (рис.
4).
Трудно допустить, чтобы столь отчетливо выраженные репрессивные установки не сказывались в их реальном поведении и как родителей, и как педиатров — консультантов семьи.
В целом следует отметить, что родители и семья являются первыми воспитателями ребенка; они не односторонне влияют на ребенка, а взаимодействуют с ним; это взаимодействие во многом определяется соотношением пола ребенка и родителей и отношением последних к полу ребенка: важная роль отношений взрослых между собой подчеркивает роль семьи как воспитателя; половое воспитание в семье ключевым образом влияет на восприятие ребенком разворачивающихся позже более широких влияний; успешность полового воспитания в семье зависит и от выраженности маскулинности — фемининности у ребенка.
Сверстники.
Их роль в половом воспитании обычно определяется тем, чего не делают взрослые.
Именно они оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении
[Исаев Д.
Н., Каган В.
Е., 1979; Оа^поп Л., 1977].
Эта информация немедленна, откровенна и реалистична, но и очень неточна, часто опошлена.
«Улица воспитывает.
Сокрушаться по этому поводу бесполезно, да и неразумно.
Лучше подумать: как помочь улице
в ее воспитательной работе» '.
Принципиально важным при этом является признание существования особой, преимущественно скрытой от глаз взрослых, детской субкультуры: ребенок — «не только объект воспитательных воздействий со стороны взрослого, но и субъект познания и общения, носитель и творец собственной культуры»".
«Педагогизированное» сознание взрослых,отмечает М.
В.
Осорина,— связано со стереотипными образами детства, беспочвенно однозначными представлениями о правилах поведения так называемого «нормального» ребенка, непониманием половозрастных особенностей детского восприятия
и творчества, стремлением подчинить ребенка, игнорированием или отверганием многих сторон и проявлений детской субкультуры — «страшилок», изученных и описанных О.
Н.
Гречиной и
М.
В.
Осориной (1981); «неприличного» и потаенного детского эротического фольклора [Осорина М.
В., 1985]; детских «магии», дразнилок, пародичности поведения и т.
д.
Характерной чертой детской субкультуры «...является ее демонстративное противостояние «правильному» и нередко подавляющему миру взрослых и даже пародирование этого мира, позволяющее детям почувствовать свою самостоятельность, утвердить Рис.
3.
Факторные показатели семантического шкалирования понятий «сексуальность» и «детская сексуальность».
I —показатели мужчин; 2 жеишин для понятия «сексуальность»; 3 мужчин и 4 — женщин для понятия «детская сексуальность».
По оси абсцисс — баллы, по оси ординат — факторы оценки (О), силы (С) и активности (А).
1 Жуховицкий Л.
Свободное время школьников.
М., 1969, с.
68 2 Осорина М.
В.
Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований.
Сов.
этнография, 1983, № 3, с.
35.
34

[Back]