Проверяемый текст
Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты.— Изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 1988.
[стр. 62]

62 представленность работ по половому воспитанию основном популяризацией, отражающей не столько научные исследования, сколько обыденный здравый смысл и благие намерения авторов.
Литература для подростков изобилует просчетами, связанными с игнорированием половозрастной психологии читателя, отсутствием не только методологического, но и методического обоснования.
Ведущей остается тенденция подменять вопросы пола общегигиеническими проблемами, а
опрос о том, как проводить половое воспитание м орализирующими формулировками общего типа.
Если оценивать перспективы системы полового воспитания, то она, видимо, должна будет на новом витке спирали обще ственного развития воспроизводить основную закономерность «повторяющихся культур», т.е.
стремиться к единству социализации, воспитания и просвещения.
[стр. 40]

за ее распространение тем, что эксплуатируют ее на бытовом уровне, .„не подвергая ни серьезному анализу, ни тем более нравственной оценке и моральному суду.
Более того, авторитетом литературы они невольно (даже вопреки субъективному намерению) «санкционируют» ее, ибо слишком уж беззаботно, безответственно, а порой даже смакуя, расписывают супружеские измены...
Урон несут не столько душа отдельного человека, но и семья в целом как общественный институт» '.
Средства массовой коммуникации в современном мире образуют один из важнейших путей воспитания.
Их педагогический потенциал становится предметом возрастающего внимания.
Массовость аудитории, живость, разноплановость, вариации форм подачи и интерпретации делают их чрезвычайно привлекательными для детской и молодежной аудитории.
Не только специально посвященные вопросам любви, брака, семьи, пола материалы, но и развлекательные программы могут серьезно служить целям полового воспитания.
Технические возможности делают их эффективными ретрансляторами литературы и искусства.
Казалось бы, они могут стать основным и главным каналом полового воспитания,— тем более, что они не связаны с эмоциональными барьерами личного контакта.
Это, однако, не так.
Им недостает персонификации информации через референтных лиц, способствующей более глубокому запечатлению.
Они могут порождать чрезмерно унифицированные стереотипы и становиться психотравмирующими для тех, кто этим стереотипам не соответствует.
Массовость аудитории может обернуться и недостатком, когда искаженные смыслы, порождаемые даже просто не совсем точными формулировками, распространяются «массовым тиражом».
Они воспринимаются сквозь призму уже сложившихся установок, а потому не имеют точно планируемого эффекта: одного информация о противоправном сексуальном поведении приводит к формированию нравственных «табу», а другого притягивает.
Научная популяризация и санитарно-просветительная работа.
Еще в 1978 г.
Д.
В.
Колесов и Н.
Б.
Сельверова отмечали недостаточность методологической разработки проблем полового воспитания и представленность работ по половому воспитанию в основном популяризацией, отражающей не столько научные исследования, сколько обыденный здравый смысл и благие намерения авторов.
Этот пробел призвана восполнить междисциплинарная сексология [Кон И.
С., 1981, 1984].
Однако пока это не изменило заметным образом ситуацию, характерную не только для полового воспитания: «...
методологическая нагота, прикрываемая в академических работах специальным и, как правило, ограниченным характером задач,...
неприкрыто влияет именно в работах популярного жанра.
Не парадокс, а элементарная истина заключается в словах о том, что популярная книга — самый трудный из всех жанров» 2 .
Не менее, если не более трудным жанром является популярная лекция на темы пола и сексуальности.
Среди немногих серьезных книг для взрослых следует назвать работы Н.
М.
Ходакова (1979) и В.
3.
Владина и Д.
3.
Капустина (1981), осуществленный в Кишиневе перевод книги чешских авторов [РопёеПскоч'а-Ма^ои'а Л., РогскПсек Л., 1981].
Литература для подростков изобилует просчетами, связанными с игнорированием половозрастной психологии читателя, отсутствием не только методологического, но и методического обоснования.
Ведущей остается тенденция подменять вопросы пола общегигиеническими проблемами, а
вопрос о том, как проводить половое воспитание — морализирующими формулировками общего типа.
Дело не в обсуждении тех или иных 1 Сушков Б.
«Ах, амур проклятый», или адюльтер оптом и в розницу.
Литературная учеба, 1985, № 1, с.
124 -127.
2 Лотман Ю.
М.
Биография — живое лицо.
Новый мир, 1985, № 2, с.
230.
39

[стр.,43]

в лекционной работе применимы многие приемы психотерапии, психологической коррекции.
Поэтому знакомство с методическим аппаратом психотерапии и психологической коррекции оказывает лектору неоценимую помощь, давая возможность сознательно использовать приемы рациональной психотерапии, переубеждения, внушения, массовой психотерапии, групповой дискуссии и г.
д.
Наконец, проводящий половое воспитание врач должен отдавать себе как можно более ясный отчет в собственном отношении к проблемам пола и полового воспитания и соотносить их с задачами и принципами полового воспитания с тем, чтобы избежать прямой проекции личного опыта на воспитательную работу и консультирование.
В известном смысле тестом может быть категоричность личных позиций, непримиримость к другим подходам и мнениям — они, как правило, указывают на существование травмирующих моментов в личном опыте.
Обнаружив у себя эти черты, врач должен попытаться понять истоки их и сделать н а них поправку.
В противном случае он рискует превратить санитарно-просветительную работу в области полового воспитания в навязывание аудитории своих взглядов, подменяющих содержание программ полового воспитания.
Это, как мы думаем, одна из наиболее трудных задач, которая не может быть решена всеми одинаково быстро, успешно, а тем более — одинаковыми путями.
И это то обстоятельство, благодаря которому, выступая в роли консультанта и воспитателя воспитателей и подрастающего поколения, врач не может не быть воспитателем и себя самого.
Непосредственный результат плохо прочитанной лекции, разумеется, не обнаруживает себя так ярко, как результат плохо проведенной хирургической операции, во всяком случае, лектор его не наблюдает.
Это может создавать впечатление полного благополучия в области полового воспитания тогда, когда до благополучия далеко.
Поэтому на врача-организатора, обеспечивающего работу в этой области, ложится задача налаживания обратных связей с аудиторией и отбора врачей, желающих и способных осуществлять половое воспитание: формальный учет количества прочитанных лекций и недифференцированная «обязаловка» здесь просто вредны.
* * * Если оценивать далекие перспективы системы полового воспитания, то она, видимо, должна будет на новом витке спирали общественного развития воспроизводить основную закономерность «повторяющихся культур», т.
е.
стремиться к единству социализации, воспитания и просвещения.

В процессе же создания этой системы на сегодняшнем его этапе, закладывающем основы такого единства, необходимо четкое и содержательное определение всех путей и проводников полового воспитания, выявления их воспитательной потенции.
Создание такой системы неотделимо от прогресса общественного развития.
«Длительное время — как минимум на протяжении первой, начальной фазы развития новой формации ...
весьма существенные элементы старой культуры оказываются еще вкрапленными в культуру нового типа.
В этот период культура нового типа существует еще в неразвитом виде, а во многих своих аспектах и вовсе еще лишь как доминирующая тенденция развития.
Далеко еще не преодоленными оказываются те или иные элементы старой культуры, хотя общая смена ее исторического типа уже налицо.
Культура социалистического общества — первой, начальной фазы коммунистической формации — не представляет собой в этом отношении исключения ...
надо, безусловно, фиксировать наличие в культуре социалистического общества заметных рецидивов традиционных культур...
Эти элементы старой культуры существуют не обособленно, не строго отграниченно от ткани новой культуры, а переплетаются с ней.
42

[Back]