93 женского/мужского достоинства, своеобразия, имиджа, целостного образа «Я». Образы Я", которые создает в своем сознании подросток, разнообразныони отражают все богатство его жизни. В соответствии с представлениями о себе начинает проявляться и закрепляться определенное полоролевое поведение. Девочки, считающие себя очаровательными, держатся совсем иначе, чем их сверстницы, которые считают себя некрасивыми. Если взаимоотношения со сверстниками подтверждают представления подростков о себе, то закрепляется и их полоролевое поведение. Умный мальчикподросток по прозвищу "гений" постепенно становится и умным мужчиной. ф Б. Стейлей, представитель Вальдорфской педагогики в книге "Между формой и свободой", отмечает, что развитие подростка характеризуется следующими особенностями: "отрицание" и "утверждение". Вместе с появившейся способностью подвергать все сомнению, критиковать, вместе с тем, подростки воспринимают внешний мир как подтверждение того, что у них есть в н.ем свое место. В годы отрочества начинаются поиски души, подростки пытаются выяснить, кто оникак отдельные существаэтом мире, стараются постичь уникальность своих предназначений, особенности своей женской/мужской индивидуальности. Сегодня некоторые исследователи и воспитатели видят "спасение детей" лишь в духовном воспитании, лишь с помощью церкви (133). Этот путь в воспитании детей вполне приемлемый, но не единственный. Обращение к душе подростка возможно не только посредством взаимодействия с церковью, храмами и соборами, но прежде всего с самим собой. В условиях светского воспитания обращение к душе ребенка, ее любовь, признание и почитание становится мощнейшим |
156 к нарушению психосексуального развития подростков, негативной полоролевой социализацию, ''Позитивная полоролевая социализация предполагает принятие старшим подростком собственной чувственности и обновленного физического(телесного) облика, действительное осознание себя представителем мужского или женского пола, умений и навыков полоролевого поведения, ориентированных на самосовершенствование мужской / женской индивидуальности развитие своего внутреннего мира, женского / мужского достоинства, своеобразия, имиджа, целостного образа “Я’\А ^Образы Я”, которые создает в своем сознании подросток, разнообразны они отражают все богатство его жизни. В соответствии с представлениями о себе начинает проявляться и закрепляться определенное полоролевое поведение.\Оксана, Вероника и Марина (13 лет, 7 кл. эстетической гимназии), считающие себя очаровательными, держатся совсем иначе, чем их сверстницы, которые считают себя некрасивыми. СЁсли взаимоотношения со сверстниками подтверждают представления подростков о себе, то закрепляется и их полоролевое поведение. Умный мальчик-подросток по прозвищу “гений” постепенно становится и умным мужчиною] Б. Стейлей, представитель Вальдорфской педагогики в книге “Между формой и свободой”, отмечает, что развитие подростка характеризуется следующими особенностями: “отрицание” и “утверждение”. Вместе с появившейся способностью подвергать все сомнению, критиковать, вместе с тем, подростки воспринимают внешний мир как подтверждение того, что у них есть в нем свое место. В годы отрочества начинаются поиски души, подростки пытаются выяснить, кто они как отдельные существа в этом мире, стараются постичь 157 уникальность своих предназначений, особенности своей женской / мужской индивидуальности. Сегодня некоторые исследователи и воспитатели видят “спасение детей” лишь в духовном воспитании, лишь с помощью церкви (303). Этот путь в воспитании детей вполне приемлемый, но не единственный. Обращение к душе подростка возможно не только посредством взаимодействия с церковью, храмами и соборами, но прежде всего с самим собой. В условиях светского воспитания обращение к душе ребенка, ее любовь, признание и почитание становится мощнейшим механизмом действия и развития всех остальных человеческих сил, включая и полоролевое поведение, сферы саморегуляции, самореализации девочки / мальчика подростка. Развитие души это развитие своей внутренней силы, внутренней системы управления, своего целостного образа Я, индивидуальности. Позитивной полоролевой социализации девочек-подростков способствует признание ее женского начала, когда она понята, оценена как женщина, она гордится тем, что она женщина; тогда ей не приходится полностью менять свой стиль поведения на мужской, чтобы завоевать любовь вначале отца, а впоследствии любимого мужчины, пренебрегая своими собственными потребностями, отрекаться от самих себя, а умение слушать свой внутренний женский голос, свою интуицию, свое внутреннее Я, сопоставимое с голосом разума, реальной ситуацией в контексте жизнедеятельности и образующее реальный “образ Я”^ (Негативная полоролевая социализация девочек-подростков происходит, когда девочки отрекаются от самих себя, не умеют своевременно сказать “нет”, в достаточной степени уважать, ценить себя, стараясь не причинять неудобств любимым, идя на поводу у их желаний, “наступают на горло” собственным потребностям и чувствам. “Эта потеря трансформируется в обиду...ярость, депрессию, низкую |