Проверяемый текст
Назаров, Владилен Викторович; Деятельность земских учреждений в области здравоохранения в 60-е гг. ХIХ - начале ХХ вв. (Диссертация 2003)
[стр. 145]

145 других пациентов.
Состояние дома умалишенных, о котором первая же ревизионная комиссия губернского земства записала, что он похож «на дурно устроенную тюрьму, но никак не на больничное учреждение», заставило земство срочно построить на территории губернской больницы новое каменное двухэтажное здание, куда были переведены все душевнобольные.
Однако это были меры паллиативного характера, неспособные радикальным образом решить проблему оказания полноценной квалифицированной помощи душевнобольным.

По-прежнему остро стоял вопрос о платности лечения.
Одной из идей земства по приближению медицинской помощи к населению и превращению ее в доступную для широких слоев общества, являлся постепенный переход к бесплатному лечению больных, находящихся в лечебных учреждениях и их подразделениях.
Несмотря на то, что в 1878г.
Губернское земское собрание постановило «с душевнобольных, призреваемых в заведениях, плату за лечение не взыскивать», с некоторых из них все же продолжали ее взимать.
С годами контингент дома умалишенных увеличивался.
Если на день передачи в ведение земства в нем содержалось 78 душевнобольных, то уже в 1885 г.
их в среднем было до 210.
Перед губернским земством постоянно стоял вопрос о расширении существующей сети лечебных заведений, в 1869 г.
обсуждалась возможность постройки нового дома для душевнобольных, но не было принято никакого решения.
В 1883 г.
снова была сделана попытка изыскать возможности для строительства новой больницы, был даже составлен проект, но «ввиду громадных расходов, сопряженных с сооружением столь капитальной постройки, собрание постановило: обсуждение этого вопроса отложить до более благоприятного времени»1.
1Язвин М.А.
Очерки по истории здравоохранения Курской области в трех частях.
Часть первая.
Воронеж, 1965 г., С.
42
[стр. 54]

исключало возможность оказания полноценной медицинской помощи пациентам.
Так, например, в докладе ревизионной комиссии за 1879 г.
говорилось о крайне неудовлетворительном содержании душевнобольных, о том, * что «дом душевнобольных скорее можно отнести к разряду тюремных, чем лечебных учреждений.
При первом вступлении в помещение душевнобольных является мысль, что помещение это не есть место лечения несчастных людей, а просто место их заключения.
Размещение больных до такой степени дурно, что с полной уверенностью можно сказать, что всякий, вновь явившийся туда больной, по прошествии некоторого времени, неф медленно перейдет из разряда смирных больных в разряд буйных и уже окончательно свихнется с ума»83.
В 1874-1875 гг.
в доме душевнобольных был произведен незначительный ремонт, позволивший увеличить число пациентов с 50 до 70 человек и перевести агрессивных больных в отдельное помещение.
Однако это были меры паллиативного характера, неспособные радикальным образом решить проблему оказания полноценной квалифицированной помощи душевнобольным84.

Губернская земская управа отмечала, что дом душевнобольных «более напоминает приют, чем психиатрическую лечебницу»85.
Решение вопроса о совершенствовании психиатрической помощи населению затягивалось еще и потому, что первоначально предполагалось отправлять излечимых больных в окружной дом умалишенных, находившийся в городе Казани.
В его создании принимало участие несколько поволжских губерний.
Из капиталов приказа общественного призрения Саратовской губернии на осуществление данного проекта было выделено 55 тыс.
руб.
На содержание каждого пациента земство планировало ежегодно 8 3 Доклады ревизионной комиссии Саратовскому губернскому земскому собранию за 1879, 1880 и 1881 г.
Саратов, 1882.
С.
8.
84 Обозрение деятельности Саратовской губернской земской управы в 1874-1875 годах.
Саратов, 1875.
С.
93-94.
8 5 Доклады Саратовской губернской земской управы очередному губернскому земскому собранию 1879 года.
Саратов, 1879.
С.
73.
54

[Back]