139 ленное Л.А.Фестингером явление "когнитивного диссонанса", автор анализирует факты несоответствия между собой и уже имеющейся информации и предлагает возможные способы разрядки такого эмоционального состояния: принятие личностью новой информации, ее полное отвержение или принятие каких-либо промежуточных способов снятия возникшего эмоциональнопсихологического диссонанса. Непрерывность и последовательность в реализации целей формирования культуры здоровья достигается за счет построения единой развивающейся системы непрерывного психолого-физического образования и самообразования. Следовательно, речь должна идти о системе непрерывного психологофизического образования, имеющего вертикальное и горизонтальное построение. По вертикали эта система представляет последовательно сменяющиеся ступени здоровьесберегающих технологий; по горизонтали это система повышения культуры здоровой жизнедеятельности. Целеполагаюіций принцип в инновационной деятельности. Инновационная деятельность предполагает создание новшеств, их оценку, освоение, а также использование и применение на практике. В культуре здоровой жизнедеятельности постоянно происходят процессы создания, освоения и приложения новшеств, практических находок, т.е. инновационные процессы. Педагог и студенческая молодежь могут быть создателями собственного опыта, разработчиками каких-либо идеи, а затем выполнить роль пропагандиста и организатора по освоению и применению таких новшеств, для освоения их применения. Готовность педагога к инновационной деятельности, его практическая реализация свидетельствуют об уровне развития его инновационной культуры как составляющей культуры здоровья. Инновационная деятельность характеризуется определенностью и последовательностью действий, разработкой (создание, поиск или адаптация) нововведения и изучением созданного, внедрение в практику и его практическое освоение. В процессе развития здоровой жизнедеятельности личности |
Внутренним механизмом непрерывности в валеологической подготовке является преемственность, предполагающая сохранение в себе, с каждым новым этапом в овладении валеологической культурой, базовых знаний, умений, личностно-профессиональных качеств как результата предшествующих этапов и возможность продвижения в валеологическом становлении. К сожалению, существующая практика повышения квалификации слабо учитывает требования данного принципа. Соблюдение принципа непрерывности и последовательности в процессе формирования валеологической культуры обеспечивает единство теоретической и практической подготовки. Как показано в исследовании В.Н.Никитенко ( 186 ), содержание теоретических знаний на каждом этапе педагогической подготовки должно соответствовать практическому опыту личности и совокупности уже известных ей знаний. Используя выявленное Л.А.Фестингером явление "когнитивного диссонанса", автор анализирует факты несоответствия между собой и уже имеющейся информации и предлагает возможные способы разрядки такого эмоционального состояния: принятие личностью новой информации, ее полное отвержение или принятие каких-либо промежуточных способов снятия возникшего эмоционально-психологического диссонанса В тех случаях, когда не созданы организацонно-валеологические, психологические предпосылки для восприятия новой валеологической информации (отсутствие мотивационной готовности, авторитета учителя, ведущего занятие, или автора информации, недостаточная психолого-валеологическая подготовленность и др.), она не воспринимается и не оценивается слушателями как необходимая для их валеологической деятельности. Непрерывность и последовательность реализации целей формирования валеологической культуры достигается за счет построения единой развивающейся системы непрерывного психолого-валеологического образования и самообразования. Следовательно, речь должна идти о системе непрерывного психолого-валеологического образования, имеющего вертикальное и горизонтальное построение. По вертикали эта система представляет последовательно сменяющиеся ступени валеологического 218 образования; по горизонтали это система повышения валеологической культуры. Целеполагающий принцип в инновационной валеологической деятельности. Инновационная деятельность предполагает создание валеологических новшеств, их оценку, освоение, а также использование и применение на практике. В валеологии постоянно происходят процессы создания, освоения и приложения новшеств, практических находок, т.е. инновационные процессы. Будущий учитель может быть создателем собственного валеологического опыта, разработчиком какой-либо валеологической идеи, а затем выступить в роли пропагандиста и организатора по освоению и применению таких новшеств, может осваивать и применять опыт других. Готовность учителя к инновационной деятельности, ее практическая реализация свидетельствует об уровне развития его инновационной культуры как составляющей валеологической культуры. Инновационная деятельность характеризуется определенностью и последовательностью действий, разработкой (создание, поиск или адаптация) нововведения и изучением созданного, внедрение в практику и его практическое освоение. В процессе развития валеологической культуры личности учителя механизм включения его в инновационную деятельность может осуществляться на разных этапах. Это определяется отношением к инновациям, их классификацией, опытом, теоретической валеологической подготовкой и др. Однако приобщение личности к валеологическим инновациям более эффективно происходит в процессе непосредственной инновационной деятельности, что к конечном итоге, определяет и становление валеологической культуры. Инновационная направленность в валеологической деятельности широким образовательным полем раскрыта в § 3.3. Теоретическая основа функционирования валеологической культуры учителя базируется на реализации фундаментального принципа системой взаимосвязи общей и валеологической культуры. Системный подход к анализу валеологических явлений позволяет видеть и понимать интегративность |