140 педагога механизм включения его в инновационную деятельность может осуществляться на разных этапах. Это определяется отношением к инновациям, их классификацией, опытом, теоретической подготовкой и др. Однако приобщение личности педагога к инновациям более эффективно происходит в процессе непосредственной инновационной деятельности, что в конечном итоге, определяет и становление его личной культуры здоровья. Теоретическая основа функционирования культуры здоровой жизнедеятельности педагога базируется на реализации фундаментального принципа системной взаимосвязи общей культуры здоровья. Системный подход к анализу этих явлении позволяет видеть и понимать интегративность процессов, происходящих внутри педагогических систем. Системное, целостное видение объектов педагогической реальности один из важнейших показателей общей культуры. Именно системность и целостность позволяет понять и осмыслить многоаспектность зоровьесберегающих технологий в ее человекодеятельностном, нравственном, дидактическом, экологическом, инновационном и др. проявлениях. Признавая системную природу культуры здоровья, педагог осознанно выстраивает свою деятельность по формированию у студентов целостной культуры здоровой жизнедеятельности. Для педагога важно овладеть не только профессиональными знаниями, но и общей культурой, поэтому в совокупности принципов формирования культуры здоровой жизнедеятельности нами формируется принцип импликации общей культуры и культуры здоровья в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Гармония общей культуры здоровья основа развития личности, ибо в процессе приобщения будущего специалиста к национальным культурным традициям, овладению общечеловеческими ценностями и их практическим воплощением в окружающей действительности, он совершает интериоризацию преобразование внешних влияний во внутренние побуждения, новообразования личности. |
218 образования; по горизонтали это система повышения валеологической культуры. Целеполагающий принцип в инновационной валеологической деятельности. Инновационная деятельность предполагает создание валеологических новшеств, их оценку, освоение, а также использование и применение на практике. В валеологии постоянно происходят процессы создания, освоения и приложения новшеств, практических находок, т.е. инновационные процессы. Будущий учитель может быть создателем собственного валеологического опыта, разработчиком какой-либо валеологической идеи, а затем выступить в роли пропагандиста и организатора по освоению и применению таких новшеств, может осваивать и применять опыт других. Готовность учителя к инновационной деятельности, ее практическая реализация свидетельствует об уровне развития его инновационной культуры как составляющей валеологической культуры. Инновационная деятельность характеризуется определенностью и последовательностью действий, разработкой (создание, поиск или адаптация) нововведения и изучением созданного, внедрение в практику и его практическое освоение. В процессе развития валеологической культуры личности учителя механизм включения его в инновационную деятельность может осуществляться на разных этапах. Это определяется отношением к инновациям, их классификацией, опытом, теоретической валеологической подготовкой и др. Однако приобщение личности к валеологическим инновациям более эффективно происходит в процессе непосредственной инновационной деятельности, что к конечном итоге, определяет и становление валеологической культуры. Инновационная направленность в валеологической деятельности широким образовательным полем раскрыта в § 3.3. Теоретическая основа функционирования валеологической культуры учителя базируется на реализации фундаментального принципа системой взаимосвязи общей и валеологической культуры. Системный подход к анализу валеологических явлений позволяет видеть и понимать интегративность 219 процессов, происходящих внутри педагогических систем. Системное, целостное видение объектов педагогической реальности один из важнейших показателей валеологической культуры. Именно системность и целостность позволяет понять и осмыслить многоаспектность валеологической культуры в ее человекодеятельностном, нравственном, дидактическом, экологическом, инновационном и др. проявлениях. Признавая системную природу валеологической культуры, учитель осознанно выстраивает свою деятельность по формированию целостной культуры. Для учителя важно овладеть не только профессиональными знаниями, но и общей культурой, поэтому в совокупности принципов формирования валеологической культуры нами формируется принцип импликации общей и валеологической культуры (в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности). Гармония общей и валеологической культуры основа развития личности учителя, ибо в процессе приобщения будущего специалиста к национальным культурным традициям, овладению общечеловеческими ценностями и их практическим воплощением в окружающей действительности, он совершает интериоризацию преобразование внешних влияний во внутренние побуждения, новообразования личности. Импликация общей и валеологической культуры ставит в ряд первоочередных проблему повышения общекультурной подготовки учителя. Специфика профессиональной деятельности учителя такова, что его специальная, научная и валеологическая подготовка относительно управляема через систему методических и теоретических семинаров, конференций, самообразование и т.д. Наличие профессиональной и валеологической культуры или ее отсутствие более очевидны, чем проявления общей культуры личности. Между тем, именно уровень общей культуры определяет проявление всех ее видов, в том числе и валеологической культуры, общий уровень профессионализма. Реализация данного принципа требует создания необходимых условий для расширения общей культуры учителя. В этом отношении не следует рассчитывать на специально организованные формы обучения. Решить эту |