Проверяемый текст
Бердников, Иван Георгиевич. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя (Диссертация 1998)
[стр. 142]

142 тематической работы по самообразованию в малых группах, на кафедрах.
Реализация рассмотренного принципа вычленяет проблему разработки научно-практических основ формирования
культуры здоровья, в основу которых могут быть положены идеи профессиографии, квалификационных характеристик, моделирования личности будущего специалиста, государственных образовательных стандартов.
Эвристическую роль в поисках тенденций формирования
здоровой жизнедеятельности можно выполнить путем нахождения главной (основной) тенденции.
Для нахождения такой тенденции (закономерности) Н.Ю.Посталюк предлагает, в частности, использовать ряд требований: ведущая тенденция должна
детерминировать все другие, более частные тенденции; определять общую структуру теоретической основы, ее категориальный ряд; обусловливать приемы и методы исследования; сохранять целостность педагогической деятельности [213, 110].
Среди ведущих тенденций формирования
культуры здоровой жизнедеятельности главной является тенденция, раскрывающая зависимость динамики процесса формирования культуры здоровья от степени развития личностно-деятельностной и творческой самореализации личности ее в адекватности запросам социума и общества.
Личностно-деятельностный подход в данном случае рассматривается нами в сочетании, так как преувеличение одной из сторон ведет к серьезным последствиям в теории и практике образования.
Гипертрофия деятельностного подхода, его упрощенное понимание, приводит к тому, что подготовка специалиста сводится к частно-методическим умениям, в то время как сама личность, ее индивидуальное становление остается вне специального изучения.
Смысл личностного подхода состоит в развитии у будущего
специалиста рефлексии и саморефлексии, саморегуляции, т.е.
рефлексивной культуры в отношениях со своими коллегами, ровесниками, в развитии и утверждении гуманистических отношений в обществе.

При определении категории творчества, в структуре
здоровой жизнедеятельности важно иметь в виду ряд
[стр. 220]

220 проблему можно прежде всего путем создания необходимых предпосылок и условий для самообразования.
Таким образом, мы подошли к формулировке еще одного исходного положения формирования культуры личности учителя принципа втеологического самосовершенствования.
Данный принцип естественным образом завершает характеристику основных принципов формирования валеологической культуры, так как цель любого обучения, повышения квалификации создание условий для дальнейшего общего и валеологического самообразования и самовоспитания.
Валеологическое самосовершенствование представляет собой вид специальной систематической деятельности, направленной на самоуправление, саморазвитие знаний, умений и способностей к самооздоровлению.
Необходимость реализации данного принципа объясняется, во-первых, обновлением и пополнением новых психолого-педагогических знаний, установлением новых закономерностей и тенденций, имеющих валеологическую значимость; во-вторых, удовлетворением потребности личности в профессиональном росте; в-третьих, отсутствием развернутой системы повышения валеологической культуры; в-четвертых, созданием и развитием общей атмосферы, отражающей культуру всех структур учебного заведения.
При этом нужно иметь в виду, что содержание и формы деятельности ИПК, ФПК и др.
предполагают продатированный характер дальнейшей систематической работы по самообразованию в малых группах на кафедрах.
Реализация рассмотренного принципа вычленяет проблему разработки научнопрактических основ формирования
валеологической культуры, в основу которых могут быть положены идеи профессиографии, квалификационных характеристик, моделирования личности будущего учителя, государственных образовательных стандартов.
Эвристическую роль в поисках тенденций формирования
валеологической культуры можно выполнить нахождением главной (основной) тенденции.
Для нахождения такой тенденции (закономерности) Н.Ю.Посталюк предлагает, в частности, использовать ряд требований: ведущая тенденция должна


[стр.,221]

детерминировать все другие, более частные тенденции; определять общую структуру теоретической основы, ее категориальный ряд; обусловливать приемы и методы исследования; сохранять целостность педагогической деятельности (213, 110 ).
Среди ведущих тенденций формирования
валеологической культуры личности учителя необходимо выделить главную тенденцию, раскрывающую зависимость формирования валеологической культуры от степени развития личностно-деятельностной и творческой самореализации личности ее в адекватности запросам социума и общества.
Валеологическая культура выступает не только как результат валеологической деятельности, но и как ее предпосылка, как необходимая основа развития самой способности личности ставить цели деятельности в соответствии со своим свободным намерением.
Рассмотрение тенденции в контексте валеологической культуры фиксирует именно момент вхождения человека, его поисков за пределы некоторой ограниченности.
Личностно-деятельностный подход в данном случае рассматривается нами в сочетании, так как преувеличение одной из сторон ведет к серьезным последствиям в теории и практике образования.
Гипертрофия деятельностного подхода, его упрощенное понимание, приводит к тому, что подготовка специалиста сводится к частно-методическим умениям, в то время как сама личность, ее индивидуальное становление остается вне специального изучения.
Смысл личностного подхода состоит в развитии у будущего
учителя рефлексии и саморефлексии, саморегуляции, т.е.
рефлексивной культуры в отношениях со своими коллегами, ровесниками, в развитии и утверждении гуманистических отношений в обществе.

Для реализации деятельностного подхода важно не только организовать деятельность, но сделать ее профессионально направленной, т.е.
вписать все виды деятельности учителя в контекст образования с учетом ее особенностей, путей и условий функционирования.
Культура и общение как стороны образа жизни человека, воплощают в себе единство личностного и деятельностного подходов.
При определении категории творчества, в структуре
валеологической культуры важно иметь в виду ряд

[Back]